МОСКВА, 30 дек — ПРАЙМ, Олег Кривошапов. Президент России Владимир Путин заявил, что фактически готовый к работе газопровод "Северный поток — 2" в действительности не угрожает интересам Украины, а наоборот, полезен для нее. "Прайм" решил разобраться, что имел в виду российский лидер.
СПГ НЕ ПОМОЖЕТ
Украина пока не готова обеспечивать потребности в природном газе за счет транспортировки через Польшу регазифицированного сжиженного природного газа (СПГ), признал глава НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко. Это связано, в том числе, с отсутствием необходимой инфраструктуры. В интервью агентству "РБК-Украина" он отметил, что танкеры "физически" не могут входить в порты страны, а регазифицированные объемы не могут "заходить в Украину через трубы".
По словам чиновника, для реализации такого проекта потребуется модернизация газотранспортной системы и разрешение проблемы так называемых "узких мест".
"Польша тоже большая страна", — поделился украинский чиновник своим знанием географии.
И пояснил: регазификационный терминал в Польше расположен в Свиноуйсьце, порте на северо-западе страны, то есть "находится вообще в другой стороне Польши". И "чтобы физически оттуда газ мог поступить в Украину или, к примеру, газ из Германии через Польшу мог поступать в Украину, для этого на польской стороне ближе к территории Украины нужно эти "узкие места" расширять, расшивать, инвестировать в инфраструктуру". Это возможно, уточнил Витренко, но требует времени. "И опять-таки инвестиции со стороны Польши, которые они пока не делают. Они хотели, чтобы для этого использовались европейские деньги. Свои деньги для этого они использовать не хотят", — посетовал глава "Нафтогаза".
Существует теоретическая возможность покупки СПГ с поставкой из США, но Витренко признал, что такая практика не решит проблему энергетической безопасности Украины. Собственных терминалов по регазификации в стране нет, а регазифицировать газ в третьей стране и получать по трубам слишком долго и затратно.
"Если мы хотим поиграть в финансовые спекуляции, можно покупать газ у американских экспортеров, но вопросы энергобезопасности это не решает. Это решает вопрос хеджирования рисков, финансовых спекуляций, рискованных операций. Можно по-разному это называть, но это не вопрос критической безопасности", — заявил Витренко.
Ранее, в середине ноября, замминистра энергетики Украины Максим Немчинов рассказала о ведущихся переговорах о поставках СПГ из Катара через польские терминалы в Свиноуйсьце и Гданьске (второй, как предполагается, должен заработать до истечения "ямальского" контракта с "Газпромом" в конце 2022 года). Однако чиновник признал, что пропускная способность связывающих Украину и Польшу трубопроводов, по которым могли бы пойти соответствующие объемы, не слишком большая.
Обсуждались также поставки СПГ на Украину из других стран, в частности Катара. Старший аналитик по нефтегазовому сектору Райффайзенбанка Андрей Полищук полагает, что Польша в случае соглашения Украины с Катаром приложит усилия для обеспечения этих поставок. Однако специалист сомневается, что разговор пойдет о больших объемах энергоносителя. Иными словами, о дополнительных инвестициях в транспортную инфраструктуру со стороны Варшавы в самом деле говорить не приходится.
ЗАПАСЫ ВСЕ МЕНЬШЕ
Тем временем запасы в украинских подземных хранилищах газа (ПХГ) по состоянию на 24 декабря оказались на историческом минимуме для этого времени года, на 1 млрд кубометров меньше, чем на момент начала закачки.
"Украина с 24 декабря вошла в зону исторического минимума по запасам газа в ПХГ — 14,37 миллиарда кубометров, это на 9,9 миллиарда кубометров ниже показателя прошлого года и уже на 1 миллиард кубометров меньше, чем на начало закачки в апреле этого года", — сообщил "Газпром" в своем официальном Telegram-канале.
По данным компании "Оператор ГТС Украины" (ОГТСУ) на 25 декабря, этот показатель составил 14,26 млрд кубометров.
Напомним: Украина формально не приобретает российский природный газ. Что касается транзита "голубого топлива" в Европу, то "Газпром", по утверждению главы госхолдинга Алексея Миллера, полностью исполнил свои обязательства в текущем году. "Наш плановый объем — 40 миллиардов кубометров газа. Сегодня мы протранзитировали через территорию Украины уже 41,5 миллиарда кубометров", — заявил он 29 декабря в ходе совещания о прохождении отопительного сезона, которое проводил президент России Владимир Путин.
"СЕВЕРНЫЙ ПОТОК — 2" ДЛЯ УКРАИНЫ
Однако самое важное заявление, касающееся проблемы обеспечения энергоресурсами не только Европы, но и Украины, сделал непосредственно глава Российской Федерации. Говоря о последствиях ввода в эксплуатацию газопровода "Северный поток — 2", сертификация которого в настоящее время затягивается на неопределенный срок, он отметил: "Это, безусловно, сразу же повлияет и на цену на рынке, на споте…".
"И даже для той же Украины это повлияет в сторону снижения цены, потому что значительный объем газа, российского происхождения, они берут по ценам европейского рынка, по достаточно большой цене", — подчеркнул глава РФ.
Слова Владимира Путина фактически выглядят как своеобразное резюме продолжительной дискуссии о роли этого газопроводного проекта. "Прайм" неоднократно обращался к данной теме и опросил многих авторитетных экспертов рынка природного газа, большинство из которых сходятся во мнении: ввод в эксплуатацию "Северного потока — 2", как бы его ни воспринимали, безусловно, оказал бы благоприятное влияние на ситуацию с энергоснабжением не только Западной, но и Восточной Европы.