МОСКВА, 2 мар — ПРАЙМ, Олег Кривошапов. "Северный поток — 2", по праву снискавший в последние дни славу "многострадального" проекта с туманными перспективами, по-прежнему в большей степени нужен Европе, чем России, уверены в Кремле. Однако оператор газопровода в результате последних событий вокруг Украины, судя по сообщениям СМИ, может стать банкротом, а сам проект заморозят на неопределенный срок. Так ли это, разбирался "Прайм".
ЗАМОРОЗКА, БАНКРОТСТВО…
Накануне стало известно, что швейцарская компания Nord Stream 2 AG, оператор газопровода "Северный поток — 2" (чью сертификацию в конце прошлого года немецкий регулятор прервал из-за нюансов законодательства ЕС, а с началом боевых действий на Украине снова приостановил), объявила об увольнении всех сотрудников (свыше 100 человек). Об этом заявила РИА Новости Сильвия Тальманн-Гут, представитель швейцарского кантона Цуг, где расположена штаб-квартира компании.
Также она сообщила, что оператор будет вынужден объявить себя банкротом из-за санкций против "Северного потока — 2".
Однако на следующий день, 2 марта, Nord Stream 2 опровергла сообщения о банкротстве, подтвердив лишь намерение расторгнуть контракты со своими сотрудниками.
Накануне британо-нидерландская компания Shell, один из пяти партнеров "Газпрома", инвестировавших в проект, сообщила о решении выйти из него. Об аналогичном решении заявил в официальном пресс-релизе другой участник "Северного потока — 2", австрийская энергетическая компания OMV. Также компания сообщила, что прекратила переговоры с "Газпромом" об участии в разработке отдельных участков Уренгойского газового месторождения.
Ранее, 23 февраля, минфин США ввел очередные санкции против "Северного потока — 2". Они коснулись оператора проекта, Nord Stream 2, и его исполнительного директора Маттиаса Варнига. Кроме того, ведомство опубликовало генеральную лицензию, которая предписывает завершить все операции со швейцарской компанией до 2 марта.
Демарши компаний-инвесторов последовали после того, как о заморозке "Северного потока — 2" на неопределенный срок официально заявили власти Германии. В этой связи глава минэкономики ФРГ Роберт Хабек увязал "новообретенное доверие" между Европой и США и "новообретенное понимание трансатлантического сотрудничества", в том числе, с "отстранением России от любого экономического процветания в области торговли, энергетического партнерства".
Следует заметить: банкротство Nord Stream 2 AG закономерно подразумевает защиту от кредиторов и, соответственно, ее отказ нести финансовые обязательства перед своими инвесторами — пятью компаниями-акционерами (Wintershall Dea, Engie, OMV, Shell и Uniper). По оценкам Reuters, в случае окончательного отказа от проекта они могут потерять около 5 млрд евро. При этом эксперты неоднократно и достаточно подробно обосновывали острую необходимость в реализации этого проекта с точки зрения интересов экономики Германии.
…ИЛИ ЗАПУСК
"Здравый смысл и экономическая целесообразность отчетливо говорят о необходимости скорейшего запуска этого объекта", — заявил 2 марта пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя ситуацию вокруг трубопровода. Он подчеркнул, что инфраструктура проекта готова и "никуда не денется".
Это утверждение выглядит еще более убедительным, если учитывать, что Германия по-прежнему не осуществляет покупку сжиженного природного газа (СПГ) у американских компаний, пока идут лишь предварительные обсуждения на предмет таких поставок. Глава минэкономики страны Хабек объясняет это тем, что инвесторы, которые хотят участвовать в запланированном строительстве регазификационного терминала в ФРГ, не ориентируются на объемы из США, поскольку они добываются методом фрекинга. Отвечая на вопрос, как плотно его страна должна сотрудничать с США в энергетике, он был категоричен: "Совершенно не должна".
И это неудивительно. Власти Германии полностью отдают себе отчет в том, что сжиженный газ из Северной Америки — это поставки по максимальным ценам спотового рынка с перспективой жесткой конкуренции за предлагаемые объемы с заказчиками в Азии, что наглядно показала практика последнего года. Хотя существенная доля СПГ реализуется в рамках контрактов по чуть меньшим ценам, в текущей ситуации Германия (не говоря о ЕС в целом как одном из крупнейших в мире консолидированных потребителей) нуждается в гарантированных объемах по конкретной стоимости, приемлемой с точки зрения интересов экономики страны, как их понимают в Берлине. Неподконтрольные Белому дому поставщики энергоносителя, будь то компании в самих США или за их пределами, не способны решить задачу такого масштаба при условии прекращения поставок природного газа из России.
Тем временем, цена на "голубое топливо" на ключевом в Европе хабе Title Transfer Facility (TTF) в Нидерландах сегодня, 2 марта, достигла нового рекордного максимума, который соответствует 2 226 долларам за тысячу кубометров. В Москве уже предупредили, что следствием отказа Берлина от "Северного потока — 2" станет очень сильное удорожание газа на европейском рынке. Эксперты указывают, что сложно давать конкретные прогнозы, хотя не исключают, что цены могут достичь уровней, которые сейчас могут представляться фантастичными — 10000 долларов за тысячу кубометров и выше.