МОСКВА, 15 апр — ПРАЙМ, Олег Кривошапов. Президент России в ходе совещания, посвященного ситуации в нефтегазовой отрасли, поручил ускорить реализацию инфраструктурных проектов, чтобы перенаправить экспорт ресурсов на новые рынки и предусмотреть создание новых трубопроводов из Сибири. Эксперты, опрошенные "Прайм" объяснили, как это можно реализовать.
ПОСТАВКИ ГАЗА
"Проще всего с газопроводами, — говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — Все географические планы уже были заявлены, и вопрос только в том, чтобы определиться с мощностью". Есть два основных ресурсных узла, с которых ведутся поставки в ЕС. Первый — старый советский узел, Уренгойский, который до сих пор работоспособен. Второй — это полуостров Ямал, Бованенково и перспективные месторождения, которые мы должны запустить. Ранее уже был заявлен проект, в рамках которого должен быть построен газопровод с полуострова Ямал. "История вполне понятная, она озвучивалась под диверсификацию поставок, — рассказывает Симонов. — Задолго до "лобового" конфликта с Западом было ясно, что нужно иметь возможность перенаправлять потоки".
По первому трубопроводу, который должен пройти через территорию Монголии, уже готово технико-экономическое обоснование (ТЭО), поясняет специалист. "Дальше надо смотреть по мощности, — рассуждает специалист. — Может быть, придется ее скорректировать, поскольку теперь понятно, что надо практически всю ресурсную базу направлять в сторону Китая, который, как выражается Симонов, может стать крупным "монопотребителем" российского газа. Но есть риск возникновения проблем в обозримом будущем с наращиванием поставок сжиженного природного газа (СПГ), указывает он. "Хотя и здесь есть варианты, включая строительство малотоннажных заводов", — уточняет эксперт.
Но трубопровод точно нужно строить, одно другому в нынешней ситуации не помешает. "У нас правительство по-прежнему накапливает средства в ФНБ, что вызывает изумление", — говорит он. Сейчас, вне всяких сомнений, нужно инвестировать в инфраструктуру, уверен Симонов.
С ним соглашается инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов. При этом он отмечает, что строительство второго газопровода в Китай, "Сила Сибири — 2", пока не ведётся, так что и говорить о его ускорении некорректно. "Для начала строительства необходимо подписать новый контракт с Китаем, а переговоры все еще продолжаются, и пока не понятно, когда они могут быть завершены, — констатирует эксперт. — Само строительство даже в ускоренном режиме займет несколько лет".
"По срокам реализации я бы сравнил "Силу Сибири — 2" с "Уренгоем", — рассуждает глава ФНЭБ Симонов. — Моя оценка — это три-пять лет".
ПОСТАВКИ НЕФТИ
По нефтепроводам подобных планов не было, то есть основная идея — развивать порты, отмечает специалист. Есть, конечно, вариант построить еще одну трубу по маршруту "ВСТО-2" до Козьмино и расширить пропускную способность этого порта, поскольку это именно путь в Азию вообще, а не только в Китай.
"Нефть из Козьмино активно поставляется в КНР, — отмечает Симонов. — И можно из района Благовещенска достроить "трубу" до Козьмино". Но есть и другой путь — вернуться к теме Северного морского пути (СМП). "Ясно, что в нем сейчас есть смысл и есть потребность в развитии собственного танкерного флота, — указывает эксперт. — Долго думали, что возить по нему. Можно возить любую нефть. Объемы из Приморска тоже можно было бы отправлять не через Балтику в Роттердам, а в другую сторону". То есть в случае с нефтью больший акцент следует делать на морском транспорте, резюмирует он.
В сложившейся ситуации нужно делать ставку на диверсификацию каналов поставок, уверен Суверов. "Стоит отметить, что Россия начала этот процесс еще в 2009 году, — напоминает он. — Была построена и успешно введена в эксплуатацию первая очередь трубопровода "Восточная Сибирь — Тихий океан", от Тайшета до Сковородино. Его вторая очередь, Сковородино — Козьмино, была сдана в 2012 году".
Трубопровод "Восточная Сибирь — Тихий океан" соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с растущим рынком Китая и других стран Азии. В 2019 году нефтепровод был выведен на максимальную проектную мощность: "ВСТО-1" — 80 млн тонн в год, "ВСТО-2" — 50 млн тонн.
По итогам 2021 года более 50% объемов поставок сырья "Роснефти" за рубеж пришлось на страны Азии, отмечает Суверов. А в феврале текущего года "Роснефть" и Китайская Национальная Нефтегазовая Корпорация (CNPC) подписали соглашение о поставках 100 млн тонн нефти в Китай через Казахстан в течение 10 лет, напоминает он. Сырье будет перерабатываться на северо-западе Китая для удовлетворения потребности страны в нефтепродуктах.
"В связи с этим наиболее логичным шагом в сложившейся ситуации мне представляется дальнейшее расширение мощностей транспортной инфраструктуры для организации увеличенного объема поставок нефти в страны АТР, включая трубопроводную, железнодорожную, портовую, терминальную", — резюмирует эксперт.
ДОРОЖНАЯ КАРТА
При этом глава ФНЭБ Симонов позитивно оценивает решение российского лидера принять новую энергетическую стратегию. О предыдущем документе он высказывается скептически.
"Я был одним из тех, кто говорил, что это абсолютно бессмысленный документ и неоднократно выступал на тему всех коррекций, — сокрушается специалист. — Она очень быстро теряла актуальность, то и дело возникала необходимость ее переписывать. Это черепаха, которая всегда бежит быстрее Ахиллеса". И каждый раз у авторов документа находились какие-то оправдания относительно ее устаревания, указывает Симонов. Но оправдания всегда можно найти. А отрасли сейчас необходимо внятное целеполагание, уверен он. Должны быть надежные документы, выполняющие функцию государственного плана.
"Сейчас надо просто осознать, что мы в новой ситуации оказались, — отмечает специалист. — Нужен гораздо более четкий план. Необходим более короткий и внятный документ, что-то вроде "дорожной карты" развития отрасли, в которой поставлены внятно и четко основные задачи. Тем более что они сейчас понятны. Нужно искать новые рынки, поддерживать производителя. Нужно, в частности, внятно и честно сказать, что переживания относительно климата — это баловство, о чем и Владимир Путин на совещании говорил. А у нас некоторые чиновники по-прежнему спрашивают, что будет со стратегией низкоуглеродного развития, с платой за углерод".