ЧОЛПОН-АТА (Киргизия), 26 авг — ПРАЙМ. Премьер Белоруссии Роман Головченко заявил, что в мире завершается этап глобализации экономики, поэтому ЕАЭС нужно укреплять импортонезависимость и развивать промкооперацию.
"Для построения инновационной экономики у нас нет иного варианта, кроме как укрепить собственную импортонезависимость", — заявил глава белорусского правительства, выступая на заседании Евразийского межправительственного совета.
Он подчеркнул, что практика показывает невозможность построить технологический суверенитет на основе импортных технологий и комплектующих. "Это может быть дешевле, да. Но, как мы видим, не всегда стратегически оправдано. Учитывая эти факторы, считаю, что гораздо эффективнее и целесообразнее решать задачу достижения технологического суверенитета на уровне ЕАЭС, используя научно-технологический и производственный потенциалы наших стран. Да, мы много об этом говорим, декларируем, но пришло время переходить к конкретным программам, которые дадут ощутимый результат", — отметил премьер.
Головченко подчеркнул, что Белоруссия всегда являлась последовательным сторонником развития промышленной кооперации, предложила ЕАЭС реализовать пилотный проект "Евразийский электробус", в рамках промышленной кооперации максимально эффективно использовать интеграционные возможности союза в решении задач импортозамещения, создания новых производств. Премьер отметил, что за этим проектом могут последовать и другие подобные, которые в итоге позволят вывести промышленную кооперацию на новый уровень. Он также призвал определиться с финансовыми инструментами поддержки промкооперации.
"Мы рассчитываем, что механизм финансирования кооперационных проектов, потенциал евразийских институтов развития уже в самое ближайшее время заработает на полную мощность и позволит перейти к практической работе по созданию общесоюзных брендов, совместному производству востребованной высокотехнологичной продукции", — сказал премьер.
Головченко также положительно оценил развитие ЕАЭС и работу по устранению препятствий в торговле между членами союза, заметив, что оставшиеся барьеры уже не носят того запретительного характера, который имели когда-то. По его словам, задача по созданию свободного рынка товаров, услуг, труда и капитала в целом выполнена и теперь надо смотреть в будущее союза, ставить новые амбициозные цели, которые направлены на укрепление независимости. "Не только политической, но и технологической, промышленной", — сказал глава белорусского правительства.
По его словам, в мировой экономике происходит завершение эпохи глобализации. "Прогнозируется, что и санкционные войны, которые вспыхивают по всему миру, и рост напряжения между крупнейшими экономиками мира приведут к тому, что каждый экономический союз будет стремиться максимально замкнуть на своей территории разработку, производство самой широкой номенклатуры товаров. Произойдет постепенная перезагрузка технологических рынков и релокализация производства важнейших товаров", — отметил Головченко.
Премьер также заявил, что странам ЕАЭС необходимо продолжить сотрудничество с Китаем, в том числе в финансовой сфере, для сопряжения евразийских инфраструктурных проектов с китайской инициативой "Один пояс, один путь".
"Мне кажется, нельзя прекращать работу с китайской стороной по привлечению в том числе финансовых ресурсов для сопряжения инфраструктурных проектов ЕАЭС с инициативой "Один пояс, один путь", — сказал он.
Головченко подчеркнул, что вопрос модернизации транспортно-логистической инфраструктуры сейчас является актуальным и важным.
"В силу ряда обстоятельств Беларусь серьезно переориентировала свои логистические потоки, и рост объемов перевозок по железной дороге как в страны ЕАЭС, так и в страны СНГ за семь месяцев текущего года составил от 1,5 до 3 раз. Это и Азербайджан, и Грузия, и Казахстан, и Таджикистан, и Россия, и Узбекистан", — отметил премьер.
По его словам, "на практике идет трансформация логистических потоков". Поэтому, продолжил белорусский премьер, очень важен проект, который презентовала ЕЭК, по евразийским транспортным цифровым коридорам.
"Мы приняли решение о приоритетных инфраструктурных проектах в сфере транспорта", — констатировал Головченко.
Белоруссия ведет работу по перестраиванию логистики в торговле из-за санкций Запада. Отношения Белоруссии со странами Запада резко ухудшились после президентских выборов 2020 года, спровоцировавших несанкционированные массовые акции протеста, которые в том числе подавлялись правоохранителями с помощью спецтехники и спецсредств. Страны Запада поэтапно вводили санкции против белорусских официальных лиц, предприятий, обвиняя Минск в нарушениях в ходе выборов и нарушении прав человека. Новый этап расширения западных санкций произошел из-за поддержки Минском российской военной операции на Украине, которая началась 24 февраля.
"Один пояс, один путь" (Пояс и путь) — международная инициатива Китая по совершенствованию действующих и созданию новых торгово-транспортных коридоров, связывающих более чем 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки, что призвано способствовать развитию торговых отношений между ними и Китаем.