МОСКВА, 3 янв — ПРАЙМ. Перед концом года на рынок нефти и нефтепродуктов вернулся позитив. За последние две недели 2022 года инвесторы увеличили позиции по фьючерсам и опционам на 103 млн баррелей.
За неделю 21-27 декабря совокупная чистая позиция инвестменеджеров по шести основным контрактам на нефть и нефтепродукты увеличилась на 59 млн баррелей.
При этом инвестменеджеры на неделе 14-20 декабря нарастили чистую длинную позицию на 44 млн баррелей, сообщает аналитик Reuters Джон Кемп, проанализировавший данные регуляторов и бирж.
Недавная волна покупок отчасти нивелировала продажи, наблюдавшиеся в течение пяти недель, начиная с 8 ноября. За этот период совокупные продажи достигли 236 млн баррелей.
Рост числа новых случаев коронавируса в Китае, наблюдающийся после ослабления карантинных ограничений, оказывает давление на экономику страны и приводит к сокращению внутреннего потребления нефти.
Однако темпы распространения ковида в Китае настолько высоки, что текущая волна, вероятно, затихнет в конце марта или к началу апреля.
Контракты на нефть Brent с поставкой в марте 2023 года уже стали ближайшими. При этом ближайшими фьючерсами на нефть WTI являются контракты с поставкой в феврале 2023 года, когда пик заболеваемости уже будет пройден.
Объем позиций и цены начали расти в ожидании более активного потребления, которое будет увеличиваться по мере спада заболеваемости коронавирусом в Китае.
К 27 декабря объем позиций, аккумулированных инвесторами, составил 445 млн баррелей (на уровне 23-го процентиля за все недели с 2013 года) против 343 млн баррелей (11-ый процентиль) по состоянию на 13 декабря.
Чистая длинная позиция по нефти выросла до 331 млн баррелей (14-ый процентиль) с минимума 253 млн баррелей (5-ый процентиль) по состоянию на 13 декабря.
Тем не менее даже после недавних активных покупок, чистая длинная позиция по нефти остается низкой по сравнению с аналогичным показателем на рынке нефтепродуктов, находящимся на уровне 50-го процентиля.
Перспективы нефтяного рынка по-прежнему неоднозначны, как и в последние четыре месяца.
К позитивным факторам относится уровень запасов нефтепродуктов, особенно дизтоплива, упавший ниже допандемийных средних показателей. При этом открытие китайской экономики после локдаунов, вероятно, подстегнет спрос как на нефтепродукты, так и на сырую нефть.
Еще одним позитивным для цен фактором является то, что сланцевая революция в США практически выдохлась. В 2022 году наблюдалось относительно небольшое увеличение добычи, а в 2023 году оно, вероятно, будет еще менее значительным.
Тем не менее мировая экономика уже в основном находится в рецессии или войдет в нее в ближайшие месяцы, что ограничит потенциал роста спроса на топливо, в особенности, на дизельное.
Разница между инвесторами, ставящими на рост и на снижение цен, в основном заключается в периоде рыночного цикла.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе, вероятно, будут наблюдаться чистые продажи, а в среднесрочной и долгосрочной перспективе — чистые покупки. Между тем сроки разворота тренда и активность продавцов в первой фазе пока неясны.
В случае реализации бычьего сценария разворот может произойти уже в марте 2023 года, когда волна коронавируса в Китае завершится.
В случае реализации более негативного сценария разворот может произойти в конце 2023 года или даже в 2024 году, когда мировая экономика преодолеет нижнюю точку цикла.