МОСКВА, 14 мар — ПРАЙМ. В течение многих десятилетий азиатские потребители были вынуждены платить за энергоносители более высокую цену, чем покупатели в Европе. Введенные Западом санкции в отношении российской и иранской нефти спровоцировали приток дешевого сырья в Азию, устранив эту несправедливость. На это указывают трейдеры, аналитики и данные Refinitiv Eikon.
Участники рынка используют термин "азиатская премия", подразумевая более высокие цены, по которым импортеры в Азии приобретали нефть у крупнейших производителей, таких как страны-члены ОПЕК.
Уменьшение этой премии для Азии имеет эффект стимулирования экономической активности, который стал еще одним непреднамеренным последствием введенных Западом санкций в отношении Москвы наряду с повышением цен на природный газ на европейском рынке.
"Можно сказать, что некоторые крупные потребители в Азии, особенно Индия и Китай, стали главной выигравшей от санкций стороной", — отметил аналитик Saxo Bank Оле Хансен.
В условиях санкций Россия в течение 12 месяцев до января 2023 года более чем вдвое увеличила продажи нефти в Азию, о чем свидетельствуют данные Kpler. По некоторым оценкам, экспорт нефти из Ирана, на который распространяются санкции США, достиг самого высокого уровня за три года, причем Китай стал основным покупателем.
Российский флагманский сорт нефти Urals до начала конфликта на Украине торговался в странах Европы на несколько долларов США ниже, чем нефть марки Brent. Согласно данным Refinitiv Eikon, теперь нефть Urals в Азии торгуется с дисконтом в размере 24 долларов за баррель по сравнению с нефтью Brent. Пожелавшие остаться анонимными отраслевые источники сообщают, что этот дисконт не столь велик и составляет лишь 10-15 долларов за баррель.
Даже если дисконт составляет 15 долларов за баррель, то перерабатывающий 200 000 баррелей нефти в день НПЗ в Индии тратит на ежедневные покупки нефти на 3 млн долларов меньше, чем НПЗ с аналогичной мощностью в Европе. В пересчете на год экономия составит более 1 млрд долларов.
Азиатские потребители и раньше предпринимали попытки уменьшить расходы на нефть, инвестируя средства в увеличение нефтеперерабатывающих мощностей, что привело к повышению спроса.
Изменение условий на нефтяном рынке в Азии нашло свое отражение в значительно более низких по сравнению с региональными ценовыми маркерами официальных отпускных ценах, установленных Саудовской Аравией и другими ведущими производителями нефти для этого региона.
Саудовская Аравия снижала официальные отпускные цены на флагманский сорт Arab Light для покупателей в Азии с поставкой в декабре-феврале, однако повысила их на март-апрель.
И все же с ноября разница между официальной отпускной ценой нефти Arab Light и региональным ценовым маркером Oman/Dubai уменьшилась на 3,35 доллара за баррель. Разница же между официальными отпускными ценами для Европы и региональным ценовым маркером за аналогичный период увеличилась на 10 центов за баррель.
Ирак и Кувейт также снизили официальные отпускные цены для Азии с ноября, причем Ирак одновременно повысил их для Европы.
"Иран и Россия все больше конкурируют друг с другом в области цен на нефть, и другие ближневосточные производители вынуждены соответственно корректировать собственные отпускные цены, в результате чего отпускные цены для Европы повышаются", — добавил Хансен.
Индия также выражала недовольство в связи с необходимостью платить "азиатскую премию" крупнейшим мировым экспортерам.
Теперь же, когда Европа лишила себя поставок энергоносителей из России, континенту приходится покупать нефть из более отдаленных регионов, что может привести к резкому повышению цен для европейских потребителей.
Согласно оценке Refinitiv, цена нефти Arab Light в Европе приблизилась к уровню паритета с ценами на этот сорт для Азии, а иногда и превышала их в 2023 году.
По словам независимого аналитика Нила Аткинсона, ранее занимавшего высокий пост в Международном энергетическом агентстве (IEA), сокращение поставок российской нефти в страны Запада и предлагаемый РФ дисконт для покупателей в Индии привели к тому, что "азиатская премия" по сути перестала существовать.
"Понятия ‘азиатской премии' и дисконта в действительности больше не применимы, — сказал он. — Условия столь экстраординарны, и рынок по сути в настоящее время больше не является свободным".
"Как только конфликт будет разрешен, условия вновь станут нормальными, а санкции рано или поздно будут отменены, что позволит вернуться к справедливой конкуренции на рынке", — заключил Хансен.