МОСКВА, 22 авг — ПРАЙМ. Северный морской путь (СМП) нельзя назвать полноценной заменой южному направлению из-за дополнительных издержек и непредсказуемой навигации, хотя в отдельные месяцы поставки по (СМП) нефти могут быть выгоднее, чем Суэцкий канал, рассказал РИА Новости эксперт по фондовому рынку компании "БКС Мир инвестиций" Евгений Миронюк.
В июле "Газпром нефть" и "Роснефть" отправили из портов Балтики по СМП две партии нефти сорта Urals (около 200 тысяч тонн) танкерами "Совкомфлота" в Китай, сообщала газета "Коммерсант" со ссылкой на данные аналитической компании Kpler.
"Даже отправку различных видов грузов по СМП через АО "Мурманский морской торговый порт" (ММТП) нельзя пока что назвать полноценной заменой южному маршруту через Суэцкий канал из-за возникающих дополнительных издержек", — отмечает Миронюк. По его словам, период быстрого прохода судов непредсказуем и может в лучшем случае длиться четыре месяца в году, а в худшем — два, а полноценное использование ледокольного флота в весенне-зимнюю навигацию увеличивает время транспортировки.
Впрочем, "поставки из балтийских портов могут быть по издержкам и времени транспортировки сопоставимы и даже быстрее отправки южным маршрутом в отдельные месяцы года", что связано с большим, чем ранее, периодом судоходной навигации в арктических широтах и комплексом государственных мер развития СМП, добавляет эксперт. А при благоприятных условиях поставка по Севморпути в два раза быстрее, чем южным маршрутом, и составляет менее месяца.
Собеседник агентства также добавил, что поставки по СМП будут расти по мере реализации плана его развития, а после ослабления санкционного давления доставка из европейской части России в Китай в перспективе может заинтересовать и европейских партнеров, которые также могут воспользоваться маршрутом для более дешевой и быстрой доставки в страны Азии.