https://1prime.ru/20250520/neft-857710620.html
Российская нефть обогнала санкции: она снова едет в Европу
Российская нефть обогнала санкции: она снова едет в Европу - 20.05.2025, ПРАЙМ
Российская нефть обогнала санкции: она снова едет в Европу
Весна 2025 года принесла неожиданные повороты на мировом нефтяном рынке. Морской экспорт российской нефти на танкерах из стран G7 вырос более чем на 50% в... | 20.05.2025, ПРАЙМ
2025-05-20T05:05+0300
2025-05-20T05:05+0300
2025-05-20T05:05+0300
мировая экономика
нефть
запад
европа
росприроднадзор
https://cdnn.1prime.ru/images/sharing/article/rus/857710620.jpg?1747706702
МОСКВА, 20 мая – ПРАЙМ. Весна 2025 года принесла неожиданные повороты на мировом нефтяном рынке. Морской экспорт российской нефти на танкерах из стран G7 вырос более чем на 50% в апреле — до максимума за последние 13 месяцев. Особенно активно на этом фоне проявили себя греческие судовладельцы: объем перевозок нефти на греческих судах увеличился наполовину. Казалось бы, в условиях санкций и политического напряжения такой разворот невозможен. Но экономика, как всегда, знает свои пути.Почему все снова везут российскую нефть?Ответ прост: цена. С конца 2022 года западные страны ввели потолок цен на российскую нефть — не выше 60 долларов за баррель. Это условие позволяет странам G7 и их компаниям не нарушать санкции, если они перевозят или страхуют нефть, проданную ниже этой планки. В апреле 2025 года сорт Urals стабильно держался в районе $52–53 за баррель. А это значит, что сделки вновь стали "санкционно чистыми".Греческие судовладельцы, долгое время державшиеся в стороне, теперь охотно возвращаются. Почему бы не заработать, если это безопасно и легально? Особенно в условиях, когда фрахтовые ставки снизились, а суда простаивают.Что случилось с теневым флотом?С начала войны Россия активно развивала так называемый "теневой флот" — сотни старых танкеров, купленных через посредников, без западного страхования и часто с непонятными владельцами. Эти суда доставляли нефть в Индию, Китай и другие страны, не поддержавшие санкции.Но с марта 2025 года США начали активно вводить санкции против таких судов — к маю в черном списке уже более 180 танкеров. Это усложнило логистику и увеличило спрос на "чистые" перевозки, к которым относятся и греческие суда. Как результат, доля теневого флота в российском экспорте нефти снизилась с 80% до 65%.Будут ли новые санкции?Запад обсуждает новые меры давления — возможно, снижение потолка цен или более жесткий контроль за его соблюдением. Если такое произойдет, перевозка российской нефти снова может попасть под запрет. Но пока в этой санкционной игре действует правило: нефть можно возить, если цена ниже порога. Россия продает дешевле, покупатели берут, суда идут.Экономика сильнее политикиИстория с греческими танкерами — пример того, как рыночные механизмы могут обойти даже самые сложные геополитические конструкции. Пока цена российской нефти удерживается ниже потолка, многие на Западе готовы закрыть глаза на флаг, лишь бы сделка была в рамках правил. А греки, как известно, умеют вести дела с любой стороны моря.Возвращение греческих танкеров к перевозке российской нефти в 2025 году обусловлено не только снижением цены Urals ниже установленного потолка в $60 за баррель, но и ужесточением санкций против "теневого флота", что сократило его долю в экспорте и повысило спрос на легальные перевозки; кроме того, снижение фрахтовых ставок и простаивающие суда сделали участие в этом бизнесе экономически привлекательным для греческих судовладельцев, а исторические связи и опыт работы с российской нефтью способствовали их быстрому возвращению на рынок.Сейчас танкеры под флагами Мальты, Либерии и Панамы вновь курсируют между портами Балтики и Средиземного моря. Морской экспорт нефти растет, и пока что санкции, кажется, догоняют, но не опережают ситуацию.Автор - Илья Рыбальченко, эксперт ICS Consulting, член Экспертного совета Торгово-Промышленной палаты РФ по экономике замкнутого цикла, член рабочей группы по инновационным технологиям Росприроднадзора.
https://1prime.ru/20250514/neft-857564419.html
запад
европа
ПРАЙМ
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2025
Илья Рыбальченко
https://cdnn.1prime.ru/img/07e9/04/0f/856703396_0:56:443:499_100x100_80_0_0_ce6e608232b66b91a0382442fe750ce5.jpg
Илья Рыбальченко
https://cdnn.1prime.ru/img/07e9/04/0f/856703396_0:56:443:499_100x100_80_0_0_ce6e608232b66b91a0382442fe750ce5.jpg
Новости
ru-RU
https://1prime.ru/docs/about/copyright.html
ПРАЙМ
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
ПРАЙМ
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Илья Рыбальченко
https://cdnn.1prime.ru/img/07e9/04/0f/856703396_0:56:443:499_100x100_80_0_0_ce6e608232b66b91a0382442fe750ce5.jpg
мировая экономика, нефть, запад, европа, росприроднадзор
Мировая экономика, Нефть, ЗАПАД, ЕВРОПА, Росприроднадзор
Российская нефть обогнала санкции: она снова едет в Европу
Эксперт Рыбальченко: европейским танкерам выгодно перевозить российскую нефть
Илья Рыбальченко
Эксперт ICS Consulting, член Экспертного совета ТПП РФ по экономике замкнутого цикла
МОСКВА, 20 мая – ПРАЙМ. Весна 2025 года принесла неожиданные повороты на мировом нефтяном рынке. Морской экспорт российской нефти на танкерах из стран G7 вырос более чем на 50% в апреле — до максимума за последние 13 месяцев. Особенно активно на этом фоне проявили себя греческие судовладельцы: объем перевозок нефти на греческих судах увеличился наполовину. Казалось бы, в условиях санкций и политического напряжения такой разворот невозможен. Но экономика, как всегда, знает свои пути.
Россия нарастила добычу нефти в апреле Почему все снова везут российскую нефть?
Ответ прост: цена. С конца 2022 года западные страны ввели потолок цен на российскую нефть — не выше 60 долларов за баррель. Это условие позволяет странам G7 и их компаниям не нарушать санкции, если они перевозят или страхуют нефть, проданную ниже этой планки. В апреле 2025 года сорт Urals стабильно держался в районе $52–53 за баррель. А это значит, что сделки вновь стали "санкционно чистыми".
Греческие судовладельцы, долгое время державшиеся в стороне, теперь охотно возвращаются. Почему бы не заработать, если это безопасно и легально? Особенно в условиях, когда фрахтовые ставки снизились, а суда простаивают.
Что случилось с теневым флотом?
С начала войны Россия активно развивала так называемый "теневой флот" — сотни старых танкеров, купленных через посредников, без западного страхования и часто с непонятными владельцами. Эти суда доставляли нефть в Индию, Китай и другие страны, не поддержавшие санкции.
Но с марта 2025 года США начали активно вводить санкции против таких судов — к маю в черном списке уже более 180 танкеров. Это усложнило логистику и увеличило спрос на "чистые" перевозки, к которым относятся и греческие суда. Как результат, доля теневого флота в российском экспорте нефти снизилась с 80% до 65%.
Запад обсуждает новые меры давления — возможно, снижение потолка цен или более жесткий контроль за его соблюдением. Если такое произойдет, перевозка российской нефти снова может попасть под запрет. Но пока в этой санкционной игре действует правило: нефть можно возить, если цена ниже порога. Россия продает дешевле, покупатели берут, суда идут.
Экономика сильнее политики
История с греческими танкерами — пример того, как рыночные механизмы могут обойти даже самые сложные геополитические конструкции. Пока цена российской нефти удерживается ниже потолка, многие на Западе готовы закрыть глаза на флаг, лишь бы сделка была в рамках правил. А греки, как известно, умеют вести дела с любой стороны моря.
Возвращение греческих танкеров к перевозке российской нефти в 2025 году обусловлено не только снижением цены Urals ниже установленного потолка в $60 за баррель, но и ужесточением санкций против "теневого флота", что сократило его долю в экспорте и повысило спрос на легальные перевозки; кроме того, снижение фрахтовых ставок и простаивающие суда сделали участие в этом бизнесе экономически привлекательным для греческих судовладельцев, а исторические связи и опыт работы с российской нефтью способствовали их быстрому возвращению на рынок.
Сейчас танкеры под флагами Мальты, Либерии и Панамы вновь курсируют между портами Балтики и Средиземного моря. Морской экспорт нефти растет, и пока что санкции, кажется, догоняют, но не опережают ситуацию.
Автор - Илья Рыбальченко, эксперт ICS Consulting, член Экспертного совета Торгово-Промышленной палаты РФ по экономике замкнутого цикла, член рабочей группы по инновационным технологиям Росприроднадзора.