МОСКВА, 12 янв — ПРАЙМ, Олег Кривошапов. Запасы природного газа на Украине в текущем отопительном сезоне уже снизились до отметки, которая настораживает наблюдателей. "Прайм" попытался прояснить, каким образом может развиваться ситуация в соседней стране, которая традиционно играет роль важного транзитера российского газа, и не прибегнут ли ее власти к несанкционированному отбору объемов, предназначенных для Европы.
ЗАПАСЫ ВСЕ МЕНЬШЕ
Запасы в подземных хранилищах природного газа (ПХГ) Украины, по сведениям, опубликованным на сайте компании "Укртрансгаз", по состоянию на 8 января были на 43,44% меньше, чем годом ранее: 13,02 млрд кубометров.
В сообщении независимого оператора украинских газовых хранилищ подчеркивается, что при их совокупной проектной вместимости 30,95 млрд кубометров незаполненными остаются почти 16,95 млрд кубометров. То есть, ПХГ Украины заполнены на 42%.
В конце прошлого года председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер предупредил о снижении этого показателя до исторического минимума (а украинский "Нафтогаз", в свою очередь, ранее сообщал, что его основные месторождения истощены на 80%).
Внимание российского госхолдинга закономерно: хотя формально Украина не закупает энергоноситель из России, страна-транзитер, через которую поступает природный газ в Европу, практикует отбор из своей транспортной системы в рамках так называемого "виртуального реверса", который состоит в приобретении части газа, поступающего в ЕС, у компаний-посредников до того, как соответствующие партии покинут украинскую территорию.
Однако текущая ситуация с запасами энергоносителя на Украине такова, что, учитывая особенности ее непростых взаимоотношений с Россией (которые усугубляются, в частности, взаимным недоверием в энергетической сфере), возникает закономерный вопрос: не прибегнет ли Киев в случае углубления проблемы к несанкционированному отбору, который поставит под удар надежность транзита в Европу? Подобное уже происходило зимой 2008-2009 года, и точку в той истории поставило лишь заключение десятилетнего контракта между "Газпромом" и "Нафтогазом". И хотя глава украинского правительства Денис Шмыгаль осенью 2021 года заверял, что его страна полностью готова к отопительному сезону, несмотря на сильнейший энергетический кризис в странах ЕС, этот вопрос не кажется праздным.
ЧТО ЖЕ БУДЕТ
Директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко оперирует куда менее благоприятными для Украины показателями: по сведениям оператора AGSI+, газовые хранилища на Украине заполнены только на 26%. "В них сейчас примерно 8 млрд кубометров, это почти вдвое меньше, чем в среднем за последние пять лет на эту дату", — констатирует эксперт. При этом с января по апрель чистый отбор из украинских хранилищ варьировался от 3 млрд кубометров в 2017 году до 7 млрд кубометров в 2018 году, уточняет он. "Это значит, что в случае относительно мягких погодных условий в январе и феврале газа в принципе должно хватить, но риск дефицита остается, особенно в случае резкого похолодания", — делает вывод специалист.
Несанкционированный отбор газа — это очень неблагоприятный вариант развития событий, отмечает Маринченко.
"Он может привести к фактическому пересмотру контракта на транзит, по которому Россия платит Украине за минимальные объемы даже в том случае, если газ не транспортируется, — рассказывает эксперт. — Кроме того, это может осложнить отношения Украины с западными странами. Поэтому Киев, вероятно, попытается избежать такого сценария".
"Да, такие риски есть, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — И сама Украина это признает. Ведь помимо проблем с заполнением хранилищ и нетипичной ситуацией, в текущем отопительном сезоне у них возникла нехватка угля, которую в Киеве пытаются компенсировать за счет использования именно природного газа". Поэтому газа на Украине потребляется достаточно много, но в реальности из имевшихся на начало отопительного сезона из примерно 18 млрд кубометров около 4 млрд кубометров принадлежало европейским трейдерам, намеренным реализовать свои объемы за пределами Украины по более высоким ценам, отмечает эксперт.
"Основные проблемы у Украины могут начаться в феврале-марте, когда общий объем существенно сократится и достигнет показателей, при которых будет все сложнее доставать необходимое количество. Чем меньше газа в хранилищах, тем меньше объем, который можно извлечь в отдельно взятые сутки, поскольку давление будет снижаться", — прогнозирует специалист.
Однако в Европе к тому времени начнутся те же проблемы, отмечает он: запасы уменьшатся, и лишнего газа для украинских потребителей не будет, увеличить импорт на Украину не получится. При этом угля тоже взять будет неоткуда, считает Юшков. "И тогда возникнет вопрос: или отключать потребителей, включая население, или воровать "транзитные" объемы", — резюмирует он.
"Считаю, что Европа, которая в настоящее время приобретает природный газ по рекордно высоким ценам, будет резко критиковать такое решение Украины, а к мнению европейских коллег украинские власти прислушиваются", — рассуждает старший аналитик "Инвестиционного банка "Синара" Кирилл Бахтин. В связи с этим он надеется, что власти в Киеве все же не рискнут пойти на крайний шаг.
Разногласия между Россией и Украиной относительно выполнения последней всей полноты ее обязательств как страны-транзитера российского газа в Европу имеют достаточно богатую историю. Они копились многие годы и временами достигали апогея.
Так, еще в августе 2000 года в экспертном докладе, представленном в один из комитетов Госдумы России, практика несанкционированного отбора на Украине прямо называлась хищением, а его объемы, как ожидали авторы доклада, должны были вырасти вдвое. В качестве одного из аргументов, приводились ссылки на откровения занимавшего тогда пост президента Украины Леонида Кучмы, который в интервью журналу Spiegel заявил: "Москва ежегодно перекачивает через нашу страну на Запад 130 миллиардов кубометров газа. Если здесь откачают миллиард кубометров — это же ничтожная доля". Следующий президент страны, Виктор Ющенко, впоследствии пытался дезавуировать обвинения в адрес украинской власти по "газовому кейсу" и утверждал, что транзитные объемы крадутся, якобы, без ведома правительства Украины.