МОСКВА, 28 фев — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Санкции против российского Центробанка, которые сейчас принимает Запад, называют самыми жесткими с точки зрения последствий для экономики и курса рубля. Речь идет об ограничениях, которые не дадут ЦБ использовать свои резервы для поддержания рубля — а именно этим регулятор усиленно занимается в последние дни. Какая доля резервов может быть заморожена и чем это грозит, читайте в материале "Прайм".
В воскресенье днем Еврокомиссия озвучила предложение запретить транзакции с Банком России и заморозить его активы в Евросоюзе. Организация намерена "парализовать активы российского ЦБ", констатировала ранее глава ЕК Урсула фон дер Ляйен.
По итогам онлайн-встречи министров ЕС, состоявшейся поздно вечером в воскресенье, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что около 50% резервов ЦБ РФ находятся в странах G7, которые их заблокируют. При этом он признал, что в последние годы Россия размещала все больше средств в тех странах, куда Запад не может дотянуться. Глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков назвал возможные санкции на международные резервы РФ воровством.
ГДЕ ХРАНИТСЯ "КУБЫШКА"
Международные (золотовалютные) резервы — сбережения государства, состоящие из высоколиквидных активов в золоте и мировых резервных валютах. По данным ЦБ на 18 февраля, объем международных резервов России составляет 643,2 миллиарда долларов — он находится на историческом максимуме. Наша страна занимает первые строчки мировых рейтингов стран по величине резервов.
По оценке Банка России на начало февраля, в российской "кубышке" накоплено золота на 132,2 миллиарда долларов. Оно хранится на территории России. Порядка 30 миллиардов долларов находятся в резервах МВФ и специальных правах заимствования (SDR). Действие санкций на эту часть резервов не распространится.
Сложнее с 311,3 миллиардами долларов, которые размещены в ценных бумагах иностранных эмитентов и 152 миллиардами долларов, находящимися в иностранных банках в виде наличной валюты. Согласно данным Банка России на 30 июня 2021 года (они были опубликованы в январе-2022 с полугодовым лагом), на доллар США приходилось 16,4% российских резервов, на евро — 32,3%, на фунт стерлингов — 6,5%, на юань — 13,1%. Точных данных по странам, в которых ЦБ держит сбережения, нет, но сообщается, что в Китае находится порядка 14%, а в юрисдикции ЕС, США, Канады и Великобритании — порядка 40%.
Есть и другие подсчеты. По оценке ведущего аналитика отдела глобальных исследований "Открытие Инвестиции" Андрея Кочеткова, в зоне риска находится около 63% международных резервов РФ. "Это 29% резервов в евро, 21,9% в долларах США, 5,9% в британских фунтах и так далее", — уточнил он.
Пока неясно, коснутся ли ограничения номинированных в евро и долларах активов стран, не присоединившихся к санкциям, например, евробондов компаний, не относящихся к США или ЕС, например китайских.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ РЕЗЕРВЫ
Золотовалютные резервы государство, как и обычный человек, использует "на черный день" — если нужно восполнить внезапно появившиеся финансовые бреши. Например, ЦБ проводит валютные интервенции с целью поддержания курса рубля, дабы не вызывать лишней паники у населения. 24 февраля регулятор начал проводить их впервые с 2014 года. Объемы интервенций не сообщаются.
Многие эксперты считают, что без этой поддержки официальный курс рубля к доллару будет трехзначным. Но, по словам Кочеткова, проблема курса рубля решается его временной заморозкой и 100-процентной продажей валюты экспортёрами на внутреннем рынке. Также Россия может перейти на оплату своего экспорта в дружественных валютах или рублях. Соответственно, потребители российских товаров должны будут конвертировать свои ставшие "токсичными" евро и доллары в рублёвую ликвидность напрямую, через дружественные валюты или золото. Что, в свою очередь, пойдет рублю только на пользу, приблизив его к резервным валютам.
Кроме того, валютные резервы нужны на выплаты по внешнему долгу российских компаний. На данный момент, по оценке рейтингового агентства Moody's, валютная часть резервов — а это без малого 470 миллиардов долларов — более чем в три раза превышает объем предстоящих выплат по внешнему долгу. Но в случае блокировки ситуация может измениться — рейтинговое агентство уже поставило суверенный кредитный рейтинг России на пересмотр с возможностью понижения из-за угрозы выплат по долговым обязательствам.
Однако о дефолте речи пока не идет. В воскресенье Банк России выпустил заявление, в котором, в частности, подчеркнул, что располагает необходимыми ресурсами и инструментами для поддержания финансовой стабильности и обеспечения операционной непрерывности финансового сектора. С понедельника регулятор возобновляет покупку золота на внутреннем рынке — этот металл на фоне геополитических проблем может подорожать в мире как актив-убежище, что отчасти компенсирует России потенциальную заморозку валютных активов.
Кроме этого, ЦБ предпринял экстренные меры по стабилизации финансовой ситуации — повышение ключевой ставки до 20%, введение обязательной продажи 80%экспортной выручки, запрет российским брокерам исполнять поручения нерезидентов о продаже ценных бумаг.
"Меры призваны не дать финансовой ситуации выйти из-под контроля, но вряд ли смогут предотвратить долгосрочные последствия для экономики, курса рубля и инфляции без хотя бы стабилизации санкционной истории, триггером к чему, возможно, мог бы стать переход военной операции на Украине в стадию переговоров", — считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая.
ЦЕНА ВОПРОСА
Технически заморозка резервов производится путем блокировки счетов в центральных банках, то есть, прямых валютных позиций, а также активов в международных депозитариях. Иными словами, мы лишимся возможности совершать какие-либо операции с заблокированными средствами.
Подобное ЕС и США уже проводили с активами центробанков стран, попавших под санкции, например, Ирана, Венесуэлы и Сирии. Например, у ЦБ Ирана до сих пор заморожено в Citibank почти 2 миллиарда долларов. Но Россия — это уже совсем другой масштаб — как в плане самой блокировки, так и ее последствий.
"Если такая мера будет принята, она чревата неприятностями, прежде всего, для самих США и Европы. В этом случае евро, доллар, фунт и прочие валюты стран условного Запада станут токсичными и ненадежными", — рассуждает Кочетков.
После Второй мировой войны сложилась финансовая система, в рамках которой доллар стал основной резервной валютой для мировой торговли и США гарантировали возможность его использования в любых условиях. Если Россию ограничат в доступе к использованию доллара, это означает, что он может перестать быть резервной валютой для остальных и становится рисковой.
В ответ, например, Китай может начать распродавать свои резервы в долларах и евро, и в итоге вовсе откажется от них в пользу, например, золотого стандарта — условного "золотого юаня". Это повлечет за собой резкий рост цен на сырье и драгметаллы, которые станут основными претендентами на резервы в любых банках и компаниях.
"Таким образом, шанс на реальное введение Западом реальных санкций на российские резервы очень низкий. Если это произойдет, они выстрелят себе не в ногу, а прямо в голову. Вся финансовая система, сложившаяся за 75 лет, будет подвергнута большому сомнению. Вряд ли это цель США — ну, если они так хотят, конечно, могут этого добиться", — подытожил Кочетков.