МОСКВА, 16 апр — ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Вернуть или обменять товары, купленные с рук покупателям будет посложнее, чем покупателям товаров, не побывавших в эксплуатации, но все же это возможно. Эксперты, опрошенные агентством "Прайм", напоминают: если б/у товар продает юрлицо, то на покупку распространяются все нормы законодательства о защите прав потребителей. Но если сделка происходит между физлицами, то единственная возможность отстоять свои права — это письменный договор купли-продажи.
СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ
Все мы помним кадры полюбившегося фильма, где Семён Семёныч Горбунков пытается с рук купить супруге элегантный халатик с перламутровыми пуговицами. Чем это закончилось — напоминать не надо. "Но сегодня истории приобретают иной размах — и целью мошенников становятся не мифические бриллианты, а вполне конкретные денежные средства наших граждан", — рассказывает заслуженный юрист России Иван Соловьев.
"Девушка, посмотрите, какая курточка, взяла последнюю, да не подошла мне. Вот и чек даже есть, но вам я ее подешевле отдам… "Отдам" здесь, кстати, ключевое слово, на которое мы и покупаемся, полагает он.
А какой азарт приобрести дорогую вещь за полцены — на этом, по мнению эксперта, и "играют" мошенники. За такими продавцами в большинстве случаев стоят банальные воришки, которые вещь украли, а теперь пытаются сбыть. Кстати, с помощью современной техники чек готовится за пять минут. Отсюда вывод — обо всех гарантиях, которые закон предоставляет добросовестному потребителю, можно забыть.
По словам Соловьева, при попытке сдать такую вещь обратно в магазин можно столкнуться "с массой малоприятных объяснений с администрацией, охраной и полицией". Да и самой вещи можно лишиться, если по камерам наблюдения будет установлена ее кража, а вы ещё долго будете доказывать, что не являетесь пособником воришек.
Нередко похищенные со складов вещи через посредников продают сами работники магазинов. "Для покупателя главное — не входить в сговор с явными аферистами, ведь за скупку заведомо краденого предусмотрена уголовная ответственность", — предупреждает юрист.
Но есть категории товаров, которые покупать из вторых рук просто опасно — там могут содержаться вредные для организма человека вещества и микроорганизмы. Это, к примеру, матрасы, детские кресла, мотоциклетные и велосипедные шлемы, подушки, предметы личной гигиены, обувь и некоторые предметы мебели.
Весьма опасно покупать и любую технику — ноутбуки, зеркальные камеры, телефоны, плазменные панели и т.д. Вместо дорогой начинки там, скорее всего, окажется низкопробная китайская электроника, отмечает Иван Соловьев.
В целом вывод известен — "скупой платит дважды".
НИКАКИХ ПРЕДОПЛАТ
Разумеется, у людей, покупающих товары с рук, прав несколько меньше, чем у покупателей товаров, не побывавших в эксплуатации, но, как указывает ведущий юрист компании Объединенный юридический центр "Парфенон" Павел Уткин, они точно так же могут вернуть или обменять товар, если он не соответствует заявленным характеристикам.
Другое дело, если в процессе купли-продажи участвовали физические лица, то, скорее всего, продавец на уступки не пойдет и с ним придется судиться. "Здесь важны два фактора — наличие свидетельства об оплате, которая была произведена не более, чем две недели назад со дня выявления недочетов, и свидетельские показания, которые подтвердят факт совершения сделки. То есть, важно сохранять чек в онлайн-банке и в идеале взять с собой свидетеля на сделку", — говорит юрист. Чуть сложнее дело обстоит с электроникой — на нее двухнедельное право возврата по закону "О защите прав потребителей" не распространяется, но и здесь важны "вышеуказанные составляющие".
Что касается сделок с юрлицами, то здесь важно сохранить чек и товарный вид предмета сделки купли-продажи, и тогда получится его вернуть обратно.
Но по факту — лучше проверять товар перед покупкой, не делать никаких предоплат и не проводить расчеты наличными. "На предоплату могут просто "кинуть", и придется обращаться в правоохранительные органы с подробным описанием всего процесса, а при расчете наличными, особенно без свидетелей, будет сложно доказать факт покупки товара", — уверяет Уткин.
ПОДСТРАХОВАТЬСЯ ПО МАКСИМУМУ
Cервисы по продаже товаров, бывших в употреблении — это неплохая возможность приобрести нужную вещь со значительной скидкой, но надо помнить о нескольких важных моментах, продолжает доцент факультета права НИУ ВШЭ Александра Касаткина.
В частности, нужно понимать, кто продаёт вам б/у товар: физическое или юридическое лицо — во втором случае "на покупку распространяются все нормы законодательства о защите прав потребителей".
Если условный гаджет оказался нерабочим, вы вправе вернуть товар и получить деньги за него или требовать замены его на аналогичный. "То есть при возврате б/у товаров действуют те же правила, что и при покупке/возврате новых вещей", — заверила эксперт.
А вот если сделка происходит между двумя физлицами, то устные договорённости могут "поставить под удар" интересы как продавца, так и покупателя.
Единственная возможность защитить свои права — составить письменный договор купли-продажи. По словам Касаткиной, в нём обязательно должны быть указаны характеристики товара, его недостатки, цена и данные участников сделки, дата и место заключения договора. К описанию самого предмета юрист советует подходить "максимально дотошно", описывая все дефекты и характерные признаки товара.
Для подстраховки есть смысл сделать скриншоты объявления и предварительной переписки с продавцом и даже видеозапись момента получения товара на руки.
"Всё это поможет вам в случае возникновения претензий к качеству покупки: послужит доказательством в суде или позволит урегулировать конфликт в досудебном порядке", — считает юрист.
ИДЕАЛЬНАЯ СХЕМА
Таким образом, при идеальной схеме заключения сделки б/у товара: продавец обязан до сделки предупредить вас обо всех недостатках товара — имеющихся дефектах, технических характеристиках, возможности использования его по назначению или для иных целей.
Если вы обнаружили в товаре дефекты, о которых продавец не говорил, то у вас есть все те же права, как и у любого покупателя, который оплатил товар ненадлежащего качества, напоминает Александра Касаткина.
Покупатель, которому продан б/у товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору требовать: замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара.
По словам юриста, также есть ещё один важный момент, который касается гарантийного срока товара, бывшего в употреблении. Покупая б/у товар, вы сохраняете право и на установленный гарантийный срок, и в случае возникновения проблем с ним можете направить претензию заводу-изготовителю.