МОСКВА, 30 дек — ПРАЙМ. Как известно, некоторые ранее предсказанные события, казавшиеся тогда фантастикой, уже сбылись или начинают сбываться. Какие наиболее тревожные прогнозы прежних лет начали обретать реальные очертания в 2022 году? И в каком виде они в итоге реализуются — если реализуются?
"МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ И НЕ СБЫВАЮТСЯ…"
Многие футуристические предсказания рано или поздно сбываются. Да, людям все еще недоступны космический туризм и летающие автомашины. Но кредитные карты и мобильные электронные девайсы с возможностями, когда-то немыслимыми за пределами самых смелых фантазий, давно не просто вошли в нашу жизнь, а стали ее нормой. Не говоря уже о кофеварках, интернете и цифровой фотографии. Даже предсказанная аж в 17 веке трансплантация органов стала реальностью.
Однако человеку не свойственно восторгаться новыми, казавшимися невозможными еще вчера, удобствами в той же степени, в какой он способен пугаться прогнозов резкого ухудшения условий жизни. Не говоря уже о самом риске для земного бытия. Поэтому во все времена были очень востребованы предсказания войн, эпидемий и, как апофеоз, конца света. Апокалиптические ожидания не потеряли своей актуальности и в наши дни, с чем бы они ни связывались — с глобальным потеплением, всеобщей деградацией разных форм или восстанием машин.
Уходящий год явно придал дополнительный импульс подобным настроениям, усилив тревожные ожидания. И неспроста.
БЕЗРАБОТИЦА
Угроза массовой безработицы, типичная для современного мира с его социальным неравенством, варьирующимся в зависимости от страны, региона, экономического цикла, за последние несколько лет стала будоражить умы не меньше, чем в эпоху "Великой депрессии".
Наиболее заметно в уходящем 2022 году угроза резкого роста безработицы проявилась в странах Европы, оказавшихся перед лицом частичной деиндустриализации. Этот фактор, невероятный по своей сути и масштабам, если исходить из привычных стереотипов об уровне европейского благополучия, обусловлен остановкой целого ряда крупных предприятий и риском остановки еще большего их числа. Причиной такого развития событий стало резкое удорожание природного газа, сделавшее его недоступным для отдельных наиболее зависимых от его стоимости отраслей.
Происходящими в индустрии Европы процессами решили воспользоваться США, где уже 1 января 2023 года должен вступить в силу закон о борьбе с инфляцией. Документ, по мнению лидеров ЕС, создает основу для создания режима особого благоприятствования американской промышленности в ущерб европейской. И это — вопреки духу "евроатлантической солидарности", выразившейся, в частности, в политике ЕС по отказу от дешевых энергоносителей из России с ущербом для своей экономики. В пользу поставок из других стран мира, прежде всего — из тех же Штатов. Впрочем, возражения Европы, высказанные американцам, в частности, президентом Франции Эммануэлем Макроном, явно были проигнорированы в Вашингтоне.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА
Смутные ожидания экологической катастрофы, надо признать, не способны завладеть массовым сознанием в той же степени, что и страх перед инфляцией, потерей надежного источника дохода или угрозой войны. Однако в уходящем году глобальные риски для экологии действительно заметно выросли.
Основной причиной стала уже упомянутая выше политика отказа Европы от энергоносителей из России, воплотившаяся, в том числе, в мерах, нацеленных на резкое сокращение потребления российского газа. При этом полноценно заменить выпавшие объемы "голубого топлива" из России за счет альтернативных источников европейцам не удалось. Общий дефицит этого энергоносителя, нежелание политиков идти на долгосрочное сотрудничество с поставщиками газа и его резкое удорожание за сравнительно небольшой период без перспектив возвращения цен к прежним уровням фактически вынудили ЕС отказаться от прежней "зеленой" повестки. А это обернулось, в том числе, "реанимацией" в Европе наименее экологичного из используемых способов генерации — угольной. Эта отрасль, казалось, давно ушла в прошлое, поэтому восстановить ее сейчас до нужных масштабов непросто, признают сами европейцы. Тем показательнее глубина энергетического кризиса, поразившего континент.
Экономические масштабы Европы колоссальны и требуют соответствующих объемов энергетического угля. Но проблема усугубляется тем, что и в остальном мире потребление угля растет. А темпы этого роста таковы, что еще в 2015 году специалисты указывали на "угольный ренессанс" как явление глобальное, затрагивающее не только Китай. Со всеми вытекающими последствиями для глобальной экологии.
НЕДОЕДАНИЕ И ГОЛОД
О том, что в мире существует проблема не только социального неравенства, известно даже школьникам. Остро стоит проблема неравномерного доступа к продовольствию. Голодают в буквальном смысле целые страны (преимущественно — в Африке), тогда как в некоторых других огромные массы населения, наоборот, испытывают проблемы с излишним весом, вызванным перееданием. Но на планете в целом еды элементарно не хватает. А из-за ограничений, которые были введены в разгар пандемии Covid-19, проблема сильно обострилась.
Новый импульс дискуссиям на эту тему придали события 2022 года — на фоне конфликта на Украине появилась "зерновая сделка", в рамках которой за украинским зерном должен был бы сохраниться беспрепятственный доступ на мировые рынки. Чтобы прокормить голодающие страны, само собой. Еще бы: если верить западной пропаганде, СВО приведет к росту "числа голодающих на 47 млн человек". Жаль, что методика получения этой страшной цифры осталась не менее страшной тайной.
Впрочем, западным лидерам не удалось скрыть тот факт, что зерно, покидающее украинские порты в рамках сделки, стало чудесным образом возникать не в Африке и Азии, а в Европе (с ее ухудшившимся, но по-прежнему далеко не самым низким уровнем жизни). Договоренности с Западом снова обернулись разочарованием, в этот раз — в сфере продовольствия. "Это очередной наглый обман", — констатировал президент России Владимир Путин.
В итоге Москва все же не стала выходить из "зерновой сделки". Почему — отдельная тема.
Тем удивительнее тот факт, что не где-нибудь, а в благополучной Великобритании появились центры раздачи бесплатной еды для малоимущих. Как сообщили СМИ, они перестали справляться с наплывом желающих перекусить бесплатно и с ужасом ждут Нового года, опасаясь, что к ним придут толпы голодных людей.
Насколько реалистичными в итоге окажутся самые мрачные ожидания, порожденные страхами человечества, история пока умалчивает. Надо верить, что они так и не станут реальностью. Надеяться хочется на лучшее, тем более — накануне Нового года. Но трезво оценивать перспективы необходимо. Даже невзирая на праздничный настрой.