Россия обогнала Америку там, где не ждали - 21.03.2025, ПРАЙМ
Россия обогнала Америку там, где не ждали
США стремятся укрепить свои позиции в Арктике, чтобы быть на равных с Россией в освоении стратегически важного региона. Однако задача "обогнать Россию" выглядит | 21.03.2025, ПРАЙМ
МОСКВА, 21 мар – ПРАЙМ, Олег Обухов. США стремятся укрепить свои позиции в Арктике, чтобы быть на равных с Россией в освоении стратегически важного региона. Однако задача "обогнать Россию" выглядит крайне сложной и весьма дорогостоящей. Вместе с тем, не стоит недооценивать решимость США. Трампу досадно, что российский Северный морской путь оставляет Америку не у дел. И когда речь идёт об аннексии Канады и контроле над Гренландией, между строк – национальная боль от удара по самолюбию Белого дома.Читайте ПРАЙМ в нашем Telegram-каналеТрамп и его 48 ледоколовАрктическая гонка приобретает черты не только геополитического, но и психологического противостояния. Стремление доказать свое превосходство, компенсировать упущенные возможности и восстановить подорванную уверенность в собственных силах – вот, что, возможно, движет американской арктической стратегией не меньше, чем рациональные расчеты.США, безусловно, обладают немалыми ресурсами и серьезным технологическим потенциалом, с помощью которых можно достаточно быстро запустить масштабные арктические проекты. Один из них Трамп, как минимум, обрисовал, заявив о планах заказать строительство 48 ледоколов. Даже предложил в этом поучаствовать Канаде, отметив, что у нее – страны близкой к Арктике, "должен быть собственный ледокол". А так как регион становится стратегически важным, то страны Северной Америки обязаны иметь защиту.У экспертов в связи с формированием ледокольного флота США возникает масса вопросов. Непонятно, у кого Вашингтон будет заказывать полсотни ледоколов, в том числе и атомных, размышляет кандидат экономических наук, профессор кафедры рекламы университета "Синергия" Сергей Зайнуллин."Если только у Росатома. Мало кто еще строит атомные ледоколы. Один – китайцы, и то российского типа в сотрудничестве с Москвой. Обогнать Россию – утопическая идея. Воплотить ее в жизнь сложнее, чем Илону Маску слетать на Марс, пока Трамп президент. У США только два ледокола среднего класса береговой охраны, которые могут действовать в Арктике: один 1970 года выпуска, другой – 1999, оба дизельные. И только один смог дойти до Северного полюса. А у России 42 ледокола среднего и тяжелого класса, восемь – атомные. У США пять атомных ледоколов, и те в стадии проектирования", – уточняет эксперт.При таком исходном сценарии конкурировать с Россией Америке будет очень сложно. Даже если предположить, что Вашингтон проявит политическую волю и сосредоточит приоритеты на масштабном присутствии в Арктике, подтягивая новые разработки и инвестиции в инфраструктурные проекты.Дело в том, что Трамп озаботился ледокольным флотом в трудные для транспортной отрасли США времена. Частые аварии на железных дорогах, недостатки диспетчерских служб, перегруженность национальных аэропортов – это только вершина айсберга, рассуждает кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН Александр Арский."Для полноценной ледокольной программы нужны атомные реакторы, питающие силовые установки. США многое придется начинать с нуля. Несмотря на то, что Трамп хочет обзавестись полярным флотом для экспансии в Гренландию и Арктику, он скорее ограничится символическим присутствием в северных водах. Возможно, предложит или навяжет (как ему бы хотелось) сотрудничество России и Китаю, чтобы держать руку на пульсе Северного морского пути. Гордость России – технологии арктических судов, это опыт десятилетий разработок, который интересен и конкурентам, и партнерам", – отмечает экономист.Отставание на десятилетияПо оценкам специалистов, на создание одного атомного ледокола могут уйти около 4-5 лет. Если Штаты будут разрабатывать свою модель, то пополнить северный флот 2-3 судами удастся спустя десять лет. Конечно, в Белом доме это понимают. Тем не менее, полноценная ледокольная флотилия Трампу гораздо больше интересна, нежели ситуация с Европой в целом и Украиной в частности. Главный фокус внимания США сместился на перспективную Арктику.Собственно, это похоже на возрождение доктрины Монро, в соответствии с которой Вашингтон следовал политике государственной замкнутости, социально-экономической обособленности. Это были времена, когда Штаты считали своим внутренним двором только западное полушарие, а дела в Европе, Азии или Африке их мало интересовали, напоминает Зайнуллин."Мы видим возрождение идеологии Монро: попытку аннексии Канады и взятия под контроль Гренландии. На мой взгляд, это вполне реалистичные варианты. Хоть Канада фактически и является колонией Великобритании, но в экономическом плане она зависит от США. Пошлины, санкции и другие способы давления на Канаду будут эффективными. Что касается Гренландии, то у США есть опыт времен Второй мировой войны. Исландия, будучи частью Дании, была оккупирована сначала британцами, а потом американцами. Исландия объявила суверенитет и с тех пор находилась под военным протекторатом США. Так что возможно либо прямое присоединение Гренландии к Штатам, либо объявление ею формальной независимости с дальнейшим протекторатом США", – полагает специалист.Чем обусловлен растущий интерес Соединенных Штатов к Арктическому региону? В первую очередь, говорят эксперты, глобальное потепление повышает экономическую целесообразность разработки месторождений полезных ископаемых в Гренландии и на других арктических территориях. В России, например, реализуется национальная программа "Арктика". Проект Северного морского пути показывает рост активности судоходства. Причем не только благодаря развитию ледокольного флота России, но и появлению специализированных судов, таких как танкеры ледового класса. Они способны самостоятельно проходить по Северному морскому пути без помощи ледоколов, способствуя положительной динамике показателей.Безопасность и скоростьПо мнению Зайнуллина, прогнозы по росту товарооборота через СМП до 40 миллионов тонн вполне реальны. Хотя бы потому, что в 2024 году уже было 38 миллионов. Это далеко не предел, так как Северный морской путь – наиболее безопасный и наиболее короткий путь из Юго-Восточной Азии в Европу. К тому же ещё и короче примерно вдвое, по сравнению с Суэцким каналом, который "грешит" узкими местами. Один неудачный поворот контейнеровоза – и блокировка на несколько дней обеспечена. Проходя зону Ближнего Востока, где идут боевые действия, никто не застрахован от обстрелов и пиратства. Зато СМП полностью под контролем России, под надежной защитой российского флота. И – никаких угроз, подобных тем, с которыми приходится мириться в Суэцком канале. Поэтому российский бизнес при перевозках внутри страны все активнее использует именно Северный морской путь.Америка, вероятно, стремится восстановить утраченные лидерство и возможности, чтобы доказать свою способность конкурировать с Россией в Арктике. Теперь для США этот регион – новая арена геополитического соперничества, где природные ресурсы и контроль над морскими путями играют ключевую роль. Россия уже давно активно развивает свою военную и экономическую инфраструктуру в Арктике. Успех же Америки в регионе будет зависеть от ее способности адаптироваться к меняющимся условиям и находить компромиссы с другими игроками.
МОСКВА, 21 мар – ПРАЙМ, Олег Обухов. США стремятся укрепить свои позиции в Арктике, чтобы быть на равных с Россией в освоении стратегически важного региона. Однако задача "обогнать Россию" выглядит крайне сложной и весьма дорогостоящей. Вместе с тем, не стоит недооценивать решимость США. Трампу досадно, что российский Северный морской путь оставляет Америку не у дел. И когда речь идёт об аннексии Канады и контроле над Гренландией, между строк – национальная боль от удара по самолюбию Белого дома.
Арктическая гонка приобретает черты не только геополитического, но и психологического противостояния. Стремление доказать свое превосходство, компенсировать упущенные возможности и восстановить подорванную уверенность в собственных силах – вот, что, возможно, движет американской арктической стратегией не меньше, чем рациональные расчеты.
США построят ледоколы для усиления присутствия в Арктике, пишут СМИ
США, безусловно, обладают немалыми ресурсами и серьезным технологическим потенциалом, с помощью которых можно достаточно быстро запустить масштабные арктические проекты. Один из них Трамп, как минимум, обрисовал, заявив о планах заказать строительство 48 ледоколов. Даже предложил в этом поучаствовать Канаде, отметив, что у нее – страны близкой к Арктике, "должен быть собственный ледокол". А так как регион становится стратегически важным, то страны Северной Америки обязаны иметь защиту.
У экспертов в связи с формированием ледокольного флота США возникает масса вопросов. Непонятно, у кого Вашингтон будет заказывать полсотни ледоколов, в том числе и атомных, размышляет кандидат экономических наук, профессор кафедры рекламы университета "Синергия" Сергей Зайнуллин.
"Если только у Росатома. Мало кто еще строит атомные ледоколы. Один – китайцы, и то российского типа в сотрудничестве с Москвой. Обогнать Россию – утопическая идея. Воплотить ее в жизнь сложнее, чем Илону Маску слетать на Марс, пока Трамп президент. У США только два ледокола среднего класса береговой охраны, которые могут действовать в Арктике: один 1970 года выпуска, другой – 1999, оба дизельные. И только один смог дойти до Северного полюса. А у России 42 ледокола среднего и тяжелого класса, восемь – атомные. У США пять атомных ледоколов, и те в стадии проектирования", – уточняет эксперт.
При таком исходном сценарии конкурировать с Россией Америке будет очень сложно. Даже если предположить, что Вашингтон проявит политическую волю и сосредоточит приоритеты на масштабном присутствии в Арктике, подтягивая новые разработки и инвестиции в инфраструктурные проекты.
Дело в том, что Трамп озаботился ледокольным флотом в трудные для транспортной отрасли США времена. Частые аварии на железных дорогах, недостатки диспетчерских служб, перегруженность национальных аэропортов – это только вершина айсберга, рассуждает кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН Александр Арский.
"Для полноценной ледокольной программы нужны атомные реакторы, питающие силовые установки. США многое придется начинать с нуля. Несмотря на то, что Трамп хочет обзавестись полярным флотом для экспансии в Гренландию и Арктику, он скорее ограничится символическим присутствием в северных водах. Возможно, предложит или навяжет (как ему бы хотелось) сотрудничество России и Китаю, чтобы держать руку на пульсе Северного морского пути. Гордость России – технологии арктических судов, это опыт десятилетий разработок, который интересен и конкурентам, и партнерам", – отмечает экономист.
Отставание на десятилетия
По оценкам специалистов, на создание одного атомного ледокола могут уйти около 4-5 лет. Если Штаты будут разрабатывать свою модель, то пополнить северный флот 2-3 судами удастся спустя десять лет. Конечно, в Белом доме это понимают. Тем не менее, полноценная ледокольная флотилия Трампу гораздо больше интересна, нежели ситуация с Европой в целом и Украиной в частности. Главный фокус внимания США сместился на перспективную Арктику.
Собственно, это похоже на возрождение доктрины Монро, в соответствии с которой Вашингтон следовал политике государственной замкнутости, социально-экономической обособленности. Это были времена, когда Штаты считали своим внутренним двором только западное полушарие, а дела в Европе, Азии или Африке их мало интересовали, напоминает Зайнуллин.
Присоединение Гренландии к США случится, заявил Трамп
"Мы видим возрождение идеологии Монро: попытку аннексии Канады и взятия под контроль Гренландии. На мой взгляд, это вполне реалистичные варианты. Хоть Канада фактически и является колонией Великобритании, но в экономическом плане она зависит от США. Пошлины, санкции и другие способы давления на Канаду будут эффективными. Что касается Гренландии, то у США есть опыт времен Второй мировой войны. Исландия, будучи частью Дании, была оккупирована сначала британцами, а потом американцами. Исландия объявила суверенитет и с тех пор находилась под военным протекторатом США. Так что возможно либо прямое присоединение Гренландии к Штатам, либо объявление ею формальной независимости с дальнейшим протекторатом США", – полагает специалист.
Чем обусловлен растущий интерес Соединенных Штатов к Арктическому региону? В первую очередь, говорят эксперты, глобальное потепление повышает экономическую целесообразность разработки месторождений полезных ископаемых в Гренландии и на других арктических территориях. В России, например, реализуется национальная программа "Арктика". Проект Северного морского пути показывает рост активности судоходства. Причем не только благодаря развитию ледокольного флота России, но и появлению специализированных судов, таких как танкеры ледового класса. Они способны самостоятельно проходить по Северному морскому пути без помощи ледоколов, способствуя положительной динамике показателей.
Безопасность и скорость
По мнению Зайнуллина, прогнозы по росту товарооборота через СМП до 40 миллионов тонн вполне реальны. Хотя бы потому, что в 2024 году уже было 38 миллионов. Это далеко не предел, так как Северный морской путь – наиболее безопасный и наиболее короткий путь из Юго-Восточной Азии в Европу. К тому же ещё и короче примерно вдвое, по сравнению с Суэцким каналом, который "грешит" узкими местами. Один неудачный поворот контейнеровоза – и блокировка на несколько дней обеспечена. Проходя зону Ближнего Востока, где идут боевые действия, никто не застрахован от обстрелов и пиратства.
Путин отметил снижение объемов грузоперевозок по Суэцкому каналу
Зато СМП полностью под контролем России, под надежной защитой российского флота. И – никаких угроз, подобных тем, с которыми приходится мириться в Суэцком канале. Поэтому российский бизнес при перевозках внутри страны все активнее использует именно Северный морской путь.
Америка, вероятно, стремится восстановить утраченные лидерство и возможности, чтобы доказать свою способность конкурировать с Россией в Арктике. Теперь для США этот регион – новая арена геополитического соперничества, где природные ресурсы и контроль над морскими путями играют ключевую роль. Россия уже давно активно развивает свою военную и экономическую инфраструктуру в Арктике. Успех же Америки в регионе будет зависеть от ее способности адаптироваться к меняющимся условиям и находить компромиссы с другими игроками.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.