https://1prime.ru/20250321/ledokol-855941986.html
Россия обогнала Америку там, где не ждали
Россия обогнала Америку там, где не ждали - 21.03.2025, ПРАЙМ
Россия обогнала Америку там, где не ждали
США стремятся укрепить свои позиции в Арктике, чтобы быть на равных с Россией в освоении стратегически важного региона. Однако задача "обогнать Россию" выглядит | 21.03.2025, ПРАЙМ
2025-03-21T08:00+0300
2025-03-21T08:00+0300
2025-03-21T08:00+0300
статья
мировая экономика
сша
арктика
россия
гренландия
северный морской путь
https://cdnn.1prime.ru/img/80462/65/804626559_0:160:3073:1888_1920x0_80_0_0_e54fb6fcacdcf59cd40a0b6eb7b23bc3.jpg
МОСКВА, 21 мар – ПРАЙМ, Олег Обухов. США стремятся укрепить свои позиции в Арктике, чтобы быть на равных с Россией в освоении стратегически важного региона. Однако задача "обогнать Россию" выглядит крайне сложной и весьма дорогостоящей. Вместе с тем, не стоит недооценивать решимость США. Трампу досадно, что российский Северный морской путь оставляет Америку не у дел. И когда речь идёт об аннексии Канады и контроле над Гренландией, между строк – национальная боль от удара по самолюбию Белого дома.Читайте ПРАЙМ в нашем Telegram-каналеТрамп и его 48 ледоколовАрктическая гонка приобретает черты не только геополитического, но и психологического противостояния. Стремление доказать свое превосходство, компенсировать упущенные возможности и восстановить подорванную уверенность в собственных силах – вот, что, возможно, движет американской арктической стратегией не меньше, чем рациональные расчеты.США, безусловно, обладают немалыми ресурсами и серьезным технологическим потенциалом, с помощью которых можно достаточно быстро запустить масштабные арктические проекты. Один из них Трамп, как минимум, обрисовал, заявив о планах заказать строительство 48 ледоколов. Даже предложил в этом поучаствовать Канаде, отметив, что у нее – страны близкой к Арктике, "должен быть собственный ледокол". А так как регион становится стратегически важным, то страны Северной Америки обязаны иметь защиту.У экспертов в связи с формированием ледокольного флота США возникает масса вопросов. Непонятно, у кого Вашингтон будет заказывать полсотни ледоколов, в том числе и атомных, размышляет кандидат экономических наук, профессор кафедры рекламы университета "Синергия" Сергей Зайнуллин."Если только у Росатома. Мало кто еще строит атомные ледоколы. Один – китайцы, и то российского типа в сотрудничестве с Москвой. Обогнать Россию – утопическая идея. Воплотить ее в жизнь сложнее, чем Илону Маску слетать на Марс, пока Трамп президент. У США только два ледокола среднего класса береговой охраны, которые могут действовать в Арктике: один 1970 года выпуска, другой – 1999, оба дизельные. И только один смог дойти до Северного полюса. А у России 42 ледокола среднего и тяжелого класса, восемь – атомные. У США пять атомных ледоколов, и те в стадии проектирования", – уточняет эксперт.При таком исходном сценарии конкурировать с Россией Америке будет очень сложно. Даже если предположить, что Вашингтон проявит политическую волю и сосредоточит приоритеты на масштабном присутствии в Арктике, подтягивая новые разработки и инвестиции в инфраструктурные проекты.Дело в том, что Трамп озаботился ледокольным флотом в трудные для транспортной отрасли США времена. Частые аварии на железных дорогах, недостатки диспетчерских служб, перегруженность национальных аэропортов – это только вершина айсберга, рассуждает кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН Александр Арский."Для полноценной ледокольной программы нужны атомные реакторы, питающие силовые установки. США многое придется начинать с нуля. Несмотря на то, что Трамп хочет обзавестись полярным флотом для экспансии в Гренландию и Арктику, он скорее ограничится символическим присутствием в северных водах. Возможно, предложит или навяжет (как ему бы хотелось) сотрудничество России и Китаю, чтобы держать руку на пульсе Северного морского пути. Гордость России – технологии арктических судов, это опыт десятилетий разработок, который интересен и конкурентам, и партнерам", – отмечает экономист.Отставание на десятилетияПо оценкам специалистов, на создание одного атомного ледокола могут уйти около 4-5 лет. Если Штаты будут разрабатывать свою модель, то пополнить северный флот 2-3 судами удастся спустя десять лет. Конечно, в Белом доме это понимают. Тем не менее, полноценная ледокольная флотилия Трампу гораздо больше интересна, нежели ситуация с Европой в целом и Украиной в частности. Главный фокус внимания США сместился на перспективную Арктику.Собственно, это похоже на возрождение доктрины Монро, в соответствии с которой Вашингтон следовал политике государственной замкнутости, социально-экономической обособленности. Это были времена, когда Штаты считали своим внутренним двором только западное полушарие, а дела в Европе, Азии или Африке их мало интересовали, напоминает Зайнуллин."Мы видим возрождение идеологии Монро: попытку аннексии Канады и взятия под контроль Гренландии. На мой взгляд, это вполне реалистичные варианты. Хоть Канада фактически и является колонией Великобритании, но в экономическом плане она зависит от США. Пошлины, санкции и другие способы давления на Канаду будут эффективными. Что касается Гренландии, то у США есть опыт времен Второй мировой войны. Исландия, будучи частью Дании, была оккупирована сначала британцами, а потом американцами. Исландия объявила суверенитет и с тех пор находилась под военным протекторатом США. Так что возможно либо прямое присоединение Гренландии к Штатам, либо объявление ею формальной независимости с дальнейшим протекторатом США", – полагает специалист.Чем обусловлен растущий интерес Соединенных Штатов к Арктическому региону? В первую очередь, говорят эксперты, глобальное потепление повышает экономическую целесообразность разработки месторождений полезных ископаемых в Гренландии и на других арктических территориях. В России, например, реализуется национальная программа "Арктика". Проект Северного морского пути показывает рост активности судоходства. Причем не только благодаря развитию ледокольного флота России, но и появлению специализированных судов, таких как танкеры ледового класса. Они способны самостоятельно проходить по Северному морскому пути без помощи ледоколов, способствуя положительной динамике показателей.Безопасность и скоростьПо мнению Зайнуллина, прогнозы по росту товарооборота через СМП до 40 миллионов тонн вполне реальны. Хотя бы потому, что в 2024 году уже было 38 миллионов. Это далеко не предел, так как Северный морской путь – наиболее безопасный и наиболее короткий путь из Юго-Восточной Азии в Европу. К тому же ещё и короче примерно вдвое, по сравнению с Суэцким каналом, который "грешит" узкими местами. Один неудачный поворот контейнеровоза – и блокировка на несколько дней обеспечена. Проходя зону Ближнего Востока, где идут боевые действия, никто не застрахован от обстрелов и пиратства. Зато СМП полностью под контролем России, под надежной защитой российского флота. И – никаких угроз, подобных тем, с которыми приходится мириться в Суэцком канале. Поэтому российский бизнес при перевозках внутри страны все активнее использует именно Северный морской путь.Америка, вероятно, стремится восстановить утраченные лидерство и возможности, чтобы доказать свою способность конкурировать с Россией в Арктике. Теперь для США этот регион – новая арена геополитического соперничества, где природные ресурсы и контроль над морскими путями играют ключевую роль. Россия уже давно активно развивает свою военную и экономическую инфраструктуру в Арктике. Успех же Америки в регионе будет зависеть от ее способности адаптироваться к меняющимся условиям и находить компромиссы с другими игроками.
https://1prime.ru/20250315/arktika-855813348.html
https://1prime.ru/20250313/grenlandiya-855766639.html
https://1prime.ru/20241204/kanal-853329258.html
сша
арктика
гренландия
ПРАЙМ
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2025
Олег Обухов
https://cdnn.1prime.ru/img/76875/44/768754478_269:0:1232:963_100x100_80_0_0_964fa9a44ce7e92f3c5e0af40f95454d.jpg
Олег Обухов
https://cdnn.1prime.ru/img/76875/44/768754478_269:0:1232:963_100x100_80_0_0_964fa9a44ce7e92f3c5e0af40f95454d.jpg
Новости
ru-RU
https://1prime.ru/docs/about/copyright.html
ПРАЙМ
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn.1prime.ru/img/80462/65/804626559_170:0:2901:2048_1920x0_80_0_0_4dedeb4cac05f58e5ef729ae0a6563ab.jpgПРАЙМ
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Олег Обухов
https://cdnn.1prime.ru/img/76875/44/768754478_269:0:1232:963_100x100_80_0_0_964fa9a44ce7e92f3c5e0af40f95454d.jpg
мировая экономика, сша, арктика, россия, гренландия, северный морской путь
Статья, Мировая экономика, США, АРКТИКА, РОССИЯ, Гренландия, Северный морской путь
МОСКВА, 21 мар – ПРАЙМ, Олег Обухов. США стремятся укрепить свои позиции в Арктике, чтобы быть на равных с Россией в освоении стратегически важного региона. Однако задача "обогнать Россию" выглядит крайне сложной и весьма дорогостоящей. Вместе с тем, не стоит недооценивать решимость США. Трампу досадно, что российский Северный морской путь оставляет Америку не у дел. И когда речь идёт об аннексии Канады и контроле над Гренландией, между строк – национальная боль от удара по самолюбию Белого дома.
Арктическая гонка приобретает черты не только геополитического, но и психологического противостояния. Стремление доказать свое превосходство, компенсировать упущенные возможности и восстановить подорванную уверенность в собственных силах – вот, что, возможно, движет американской арктической стратегией не меньше, чем рациональные расчеты.
США построят ледоколы для усиления присутствия в Арктике, пишут СМИ США, безусловно, обладают немалыми ресурсами и серьезным технологическим потенциалом, с помощью которых можно достаточно быстро запустить масштабные арктические проекты. Один из них Трамп, как минимум, обрисовал,
заявив о планах заказать строительство 48 ледоколов. Даже предложил в этом поучаствовать Канаде, отметив, что у нее – страны близкой к Арктике, "должен быть собственный ледокол". А так как регион становится стратегически важным, то страны Северной Америки обязаны иметь защиту.
У экспертов в связи с формированием ледокольного флота США возникает масса вопросов. Непонятно, у кого Вашингтон будет заказывать полсотни ледоколов, в том числе и атомных, размышляет кандидат экономических наук, профессор кафедры рекламы университета "Синергия" Сергей Зайнуллин.
"Если только у Росатома. Мало кто еще строит атомные ледоколы. Один – китайцы, и то российского типа в сотрудничестве с Москвой. Обогнать Россию – утопическая идея. Воплотить ее в жизнь сложнее, чем Илону Маску слетать на Марс, пока Трамп президент. У США только два ледокола среднего класса береговой охраны, которые могут действовать в Арктике: один 1970 года выпуска, другой – 1999, оба дизельные. И только один смог дойти до Северного полюса. А у России 42 ледокола среднего и тяжелого класса, восемь – атомные. У США пять атомных ледоколов, и те в стадии проектирования", – уточняет эксперт.
При таком исходном сценарии конкурировать с Россией Америке будет очень сложно. Даже если предположить, что Вашингтон проявит политическую волю и сосредоточит приоритеты на масштабном присутствии в Арктике, подтягивая новые разработки и инвестиции в инфраструктурные проекты.
Дело в том, что Трамп озаботился ледокольным флотом в трудные для транспортной отрасли США времена. Частые аварии на железных дорогах, недостатки диспетчерских служб, перегруженность национальных аэропортов – это только вершина айсберга, рассуждает кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН Александр Арский.
"Для полноценной ледокольной программы нужны атомные реакторы, питающие силовые установки. США многое придется начинать с нуля. Несмотря на то, что Трамп хочет обзавестись полярным флотом для экспансии в Гренландию и Арктику, он скорее ограничится символическим присутствием в северных водах. Возможно, предложит или навяжет (как ему бы хотелось) сотрудничество России и Китаю, чтобы держать руку на пульсе Северного морского пути. Гордость России – технологии арктических судов, это опыт десятилетий разработок, который интересен и конкурентам, и партнерам", – отмечает экономист.
Отставание на десятилетия
По оценкам специалистов, на создание одного атомного ледокола могут уйти около 4-5 лет. Если Штаты будут разрабатывать свою модель, то пополнить северный флот 2-3 судами удастся спустя десять лет. Конечно, в Белом доме это понимают. Тем не менее, полноценная ледокольная флотилия Трампу гораздо больше интересна, нежели ситуация с Европой в целом и Украиной в частности. Главный фокус внимания США сместился на перспективную Арктику.
Собственно, это похоже на возрождение доктрины Монро, в соответствии с которой Вашингтон следовал политике государственной замкнутости, социально-экономической обособленности. Это были времена, когда Штаты считали своим внутренним двором только западное полушарие, а дела в Европе, Азии или Африке их мало интересовали, напоминает Зайнуллин.
Присоединение Гренландии к США случится, заявил Трамп "Мы видим возрождение идеологии Монро: попытку аннексии Канады и взятия под контроль Гренландии. На мой взгляд, это вполне реалистичные варианты. Хоть Канада фактически и является колонией Великобритании, но в экономическом плане она зависит от США. Пошлины, санкции и другие способы давления на Канаду будут эффективными. Что касается Гренландии, то у США есть опыт времен Второй мировой войны. Исландия, будучи частью Дании, была оккупирована сначала британцами, а потом американцами. Исландия объявила суверенитет и с тех пор находилась под военным протекторатом США. Так что возможно либо прямое присоединение Гренландии к Штатам, либо объявление ею формальной независимости с дальнейшим протекторатом США", – полагает специалист.
Чем обусловлен растущий интерес Соединенных Штатов к Арктическому региону? В первую очередь, говорят эксперты, глобальное потепление повышает экономическую целесообразность разработки месторождений полезных ископаемых в Гренландии и на других арктических территориях. В России, например, реализуется национальная программа "Арктика". Проект Северного морского пути показывает рост активности судоходства. Причем не только благодаря развитию ледокольного флота России, но и появлению специализированных судов, таких как танкеры ледового класса. Они способны самостоятельно проходить по Северному морскому пути без помощи ледоколов, способствуя положительной динамике показателей.
По мнению Зайнуллина, прогнозы по росту товарооборота через СМП до 40 миллионов тонн вполне реальны. Хотя бы потому, что в 2024 году уже было 38 миллионов. Это далеко не предел, так как Северный морской путь – наиболее безопасный и наиболее короткий путь из Юго-Восточной Азии в Европу. К тому же ещё и короче примерно вдвое, по сравнению с Суэцким каналом, который "грешит" узкими местами. Один неудачный поворот контейнеровоза – и блокировка на несколько дней обеспечена. Проходя зону Ближнего Востока, где идут боевые действия, никто не застрахован от обстрелов и пиратства.
Путин отметил снижение объемов грузоперевозок по Суэцкому каналу Зато СМП полностью под контролем России, под надежной защитой российского флота. И – никаких угроз, подобных тем, с которыми приходится мириться в Суэцком канале. Поэтому российский бизнес при перевозках внутри страны
все активнее использует именно Северный морской путь.
Америка, вероятно, стремится восстановить утраченные лидерство и возможности, чтобы доказать свою способность конкурировать с Россией в Арктике. Теперь для США этот регион – новая арена геополитического соперничества, где природные ресурсы и контроль над морскими путями играют ключевую роль. Россия уже давно активно развивает свою военную и экономическую инфраструктуру в Арктике. Успех же Америки в регионе будет зависеть от ее способности адаптироваться к меняющимся условиям и находить компромиссы с другими игроками.