МОСКВА, 30 мар - ПРАЙМ. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России по итогам первого квартала 2015 года сократятся на 37,5% в годовом выражении, до 376,3 тысячи машин, следует из консенсус-прогноза, составленного РИА Новости по итогам опроса аналитиков.
Официальную статистику продаж Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликует восьмого апреля.
Прогнозы аналитиков по продажам в первом квартале, в тысячах штук:
"Автостат" - 360
"ВТБ-Капитал" - 377,5
Roland Berger - 391,5
По итогам первых трех месяцев 2014 года продажи новых легковых машин и LCV в России упали лишь на 2% в годовом выражении и составили 602,5 тысячи машин, свидетельствует статистика АЕБ. Таким образом, в среднем за первый квартал 2015 года продажи могут сократиться на 37,5% - до 376,3 тысячи машин.
"Если говорить о формате данных АЕБ, легковые плюс легкие коммерческие автомобили, то, на мой взгляд, объем продаж в первом квартале в формате АЕБ составит около 360 тысяч автомобилей", - говорит исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. По его словам, столь низкие объемы продаж обусловлены целым рядом причин.
"АвтоВАЗ": результаты за 2014 год слабые, как и ожидалось >>
Существенно выбран спрос в ноябре - декабре предыдущего года, когда был выкуплен большой объем автомобилей "по старым ценам", также значительно выросли цены практически на все марки автомобилей, сыграла свою роль и неуверенность потребителей в завтрашнем дне из-за общего состояния экономики, вследствие чего появилась возможность продлить эксплуатацию имеющегося автомобиля как минимум на год, объясняет Удалов.
При этом по ряду марок наблюдается отсутствие автомобилей в наличии и поставка возможна только под заказ, констатирует аналитик. Повышение ключевой ставки ЦБ РФ в декабре 2014 года и, соответственно, ставок по кредитам, ужесточившее политику банков в отношении заемщиков, а также нежелание населения брать кредиты привело к падению доли кредитных автомобилей, отмечает он. "Негативные тенденции рынка также влияют на спрос, такие как уход с рынка Chevrolet и Opel", - добавил Удалов.
General Motors 18 марта объявил о снятии с российского рынка бренда Opel и массовых моделей Chevrolet, и о сосредоточении на премиальных моделях Cadillac и Chevrolet. Завод GM в Санкт-Петербурге остановит производство к середине 2015 года, в этом году прекращается контрактная сборка Chevrolet Aveo на мощностях "Группы ГАЗ" в Нижнем Новгороде и крупноузловая сборка на калининградском "Автоторе".
Падение продаж в первом квартале составит 37%, до 377,5 тысячи машин, уверен аналитик "ВТБ-Капитала" Владимир Беспалов. "В марте ситуация еще хуже будет с точки зрения падения, потому что в марте прошлого года была достаточно высокая база (продано достаточно много машин - ред.)", - прогнозирует аналитик.
Купить автомобиль в ближайшие три года планируют 14% россиян >>
Поэтому в марте темпы падения еще усилятся по сравнению с январем и февралем, заключает он. "Во втором квартале должно начаться улучшение, потому что год назад было сильное падение во втором квартале, база ниже. А сейчас меры поддержки правительства, стабилизация валютных курсов могут в какой-то мере помочь ситуации", - считает Беспалов. При этом общая ситуация, по его словам, все равно остается непростой - "низкий спрос, в экономике ситуация не самая благоприятная, естественно люди откладывают покупки авто".
Также Беспалов обращает внимание на существенное повышение цен на автомобили с начала года, в том числе на отечественные бренды. "На иномарки хоть и было снижение цен на некоторые бренды, но с учетом того повышения, которое произошло до этого, особого спроса ожидать не стоит", - говорит аналитик. Производство связано с продажами, но на более долгосрочном отрезке, а первым страдает импорт, поэтому динамика производства будет в минусе, но должна быть лучше, чем продажи, считает Беспалов.
По мнению Удалова, спрос в марте несколько улучшили снижение цен на некоторые марки и предложение собственных кредитных программ производителями. "По второму кварталу будут запущены меры правительства по поддержке авторынка: льготное кредитование, субсидирование лизинга. Это поможет рынку, но кардинально, к сожалению, не переломит ситуацию, как это было в 2010 году", - считает аналитик.
Продажи во втором квартале могут быть на уровне 380-400 тысяч штук, прогнозирует Удалов. "Продолжится перераспределение рынка между марками, в зависимости от уровня подъема цен и от наличия выгодных дополнительных условий на те или иные модели - кредитования, лизинга, утилизации", - отмечает он.
Roland Berger Strategy Consultants ожидает развития пессимистичного сценария с объемами 1,5-1,7 миллиона проданных автомобилей по году, говорит принципал и член правления компании Эдуард Черкин. Производство в первом квартале текущего года должно упасть на 25-30% к 2014 году, прогнозирует он. "Причины все те же, как мне кажется: системные проблемы в экономике, падение реальных доходов населения, низкий уровень потребительской уверенности и повышение стоимости автомобилей", - считает аналитик.
Медведев: Ситуация в российском автопроме близка к кризисной >>
АЕБ прогнозирует падение продаж новых легковых машин и LCV в России в 2015 году на 24,2% - до 1,89 миллиона единиц, рынок сократится на 600 тысяч автомобилей, говорил ранее глава комитета автопроизводителей ассоциации Йорг Шрайбер на ежегодной конференции АЕБ.