БРЮССЕЛЬ, 9 ноя - ПРАЙМ. Еврокомиссия (ЕК) в среду предложила внести изменения в законодательство Евросоюза в сфере газа, которые затрагивают создаваемый газопровод "Северный поток-2", однако эти поправки не направлены на то, чтобы заблокировать строительство этой трубы.
Речь идет о поправках к Газовой директиве ЕС. Их цель - сделать так, чтобы определенные нормы энергетического законодательства Евросоюза применялись не к некоторым, а ко всем газопроводам на территории ЕС, которые идут из или в третьи страны. Об этом в среду сообщила Еврокомиссия.
К таким нормам относятся, в частности, недискриминационное установление тарифов на прокачку газа, доступ третьих сторон к возможности прокачивать "голубое топливо", разделение деятельности по продаже и транспортировке газа.
К примеру, планируемый "Северный поток-2" по нынешнему законодательству ЕС под действие этих норм не попадает, что не устраивает Еврокомиссию.
Новое законодательство, если вступит в силу, будет применяться к тем частям трансграничных газопроводов, которые находятся на территории Евросоюза. Однако это может привести к тому, что на разных концах газопровода могут применяться разные законодательные нормы. Для решения подобных проблем Еврокомиссия предлагает ведение международных переговоров.
Еврокомиссия объясняет, что на практике изменения, если вступят в силу, повлияют на работу только морских участков газопроводов. Речь идет, в частности, о трубах, идущих в Евросоюз из Норвегии, Алжира, Ливии, Туниса, Марокко и России. Поправки также могут оказать влияние на трубопроводы, соединяющие Великобританию со странами ЕС - но после Brexit.
ЕЩЕ НЕ ВСЕ
Предложенные поправки еще должны обсудить и согласовать Совет стран ЕС и Европарламент, прежде чем они смогут вступить в силу.
Вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович надеется, что они будут одобрены в 2018 году.
Источник, знакомый с вопросом, ранее рассказал РИА Новости, что обновленное законодательство заработает с момента его принятия и что это может быть задолго до конца 2018 года.
Еврокомиссия уже получила заверения от Совета ЕС и Европарламента в том, что эти институты готовы пойти по ускоренному пути при рассмотрении поправок, сказал Шефчович РИА Новости.
ВСЕ РАВНЫ
Еврокомиссия хочет, чтобы поправки применялись ко всем газопроводам - то есть и к уже действующим, и к будущим. Следовательно, под их действие попадут как нынешний "Северный поток", так и будущий "Северный поток-2", который планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году.
Однако Еврокомиссия хочет разрешить государствам Евросоюза делать исключения из закона для действующих газопроводов, но только если такие поблажки не нанесут ущерба конкуренции на рынке Евросоюза или безопасности газоснабжения в ЕС.
Для существующих газопроводов, которые пересекают несколько стран Евросоюза, принимать решения об исключениях будет первая страна ЕС, в которую входит газопровод. Для уже работающего "Северного потока" - это Германия.
"СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2"
Этот проект предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с "Северным потоком".
Еврокомиссия, разъясняя в среду свои предложения, не обошла вниманием "Северный поток-2". Она напомнила, что не считает необходимым его создание, так как ждет сокращения потребления "голубого топлива" в Евросоюзе в будущем. Кроме того, Евросоюз будет продолжать поддерживать сохранение транзита российского газа в ЕС через Украину, в очередной раз заявила ЕК.
Однако предложенные ею поправки к законодательству ЕС по газу не направлены на то, чтобы препятствовать строительству "Северного потока-2". Об этом заявила сама ЕК. Кроме того, новые правила, если вступят в силу, "будут применяться к "Северному потоку-2" так же, как и ко всем другим проектам", заверяет ЕК.
По мнению официального представителя Nord Stream 2 AG ("дочка" "Газпрома"
Nord Stream 2 AG проанализирует содержание поправок и будет пристально следить за будущими обсуждениями в Европарламенте и Совете ЕС.
"Энергетическая безопасность ЕС зависит от наличия доступных, существенных и диверсифицированных мощностей по импорту (газа), которые, в свою очередь, основываются на стабильной и предсказуемой нормативно-правовой базе. Любые изменения в этом успешном регулировании необходимо тщательно проанализировать", - заявил Сасс.