МОСКВА, 6 ноя — ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. "АвтоВАЗ" планирует продавать автомобили с навязыванием дополнительного оборудования — ковриков, молдингов и т.п. Понять автопроизводителя, пытающегося заработать в условиях дефицита и повышенного спроса, можно. Однако потенциальным покупателям это не сулит ничего хорошего — купить машину в базовой комплектации станет фактически невозможно. К тому же, автодилеры продолжат добавлять свои допы, чтобы не упустить выгоду. Так что цены на автомобили в очередной раз могут существенно вырасти.
КОВРИК ДЛЯ "ЖИГУЛЕЙ"
Как стало известно, отечественный автопроизводитель "АвтоВАЗ" планирует продавать свои авто с новым стандартным набором дополнительных возможностей и аксессуаров.
В компании сообщают, что итоговая стоимость увеличится на сумму от 8 до 30 тысяч рублей. В допоборудование будут включены защита двигателя, коврики в салон и багажник, дефлекторы дверей, амортизаторы капота и декоративные молдинги.
Новое повышение цен на отечественные автомобили возможно уже с 15 ноября, предупреждает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль. По предположению эксперта, данное требование будет распространяться на весь модельный ряд, выпускаемый "АвтоВАЗом".
Конечно, помешать вышеозначенным планам могут антимонопольщики. Сообщается, что ФАС уже заинтересовалась опубликованными новостями и планирует произвести проверку действий компании на предмет нарушения закона о защите конкуренции.
Если такие нарушения будут найдены, то, вероятнее всего, концерну придется как-то иначе повышать стоимость своей продукции, а не за счет навязывания дополнительного оборудования, допускает Мигаль.
Если новация все же будет реализована, то не исключено, что потенциальные покупатели будут искать либо более доступную комплектацию среди автомобилей с пробегом, либо выберут другую модель.
Кроме того, достаточно часто дополнительное оборудование, которое устанавливается непосредственно на производстве, не отвечает требованиям клиентов. Поэтому им приходится менять готовый комплект на что-то более надежное и более качественное, добавил он.
СПРОС ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА
Планируемое подорожание — уже седьмое в этом году. Шестое повышение цен у "АвтоВАЗа" произошло совсем недавно — с 16 октября автомобили Lada подорожали в среднем на 1,5%.
Согласно актуальному прайс-листу, теперь минимальная стоимость Lada Granta составляет 560 тысяч рублей (+1,6%, или 9 тысяч рублей), Vesta — 796 тысяч рублей (+1,5%, или 12 тысяч рублей), Largus — 781 тысячу рублей (+1,6%, или 12 тысяч рублей), Xray — 775 тысяч рублей (+1,7%, или 13 тысяч рублей), Niva Legend — 660 тысяч рублей (+1,5%, или 10 тысяч рублей), Niva Travel — 832 тысячи рублей (+1,3%, или 11 тысяч рублей).
С весны волжский автопроизводитель испытывает дефицит автоэлектроники, из-за чего периодически приостанавливает производственный процесс.
Летом наблюдался дефицит моделей Lada, а очередь на них могла растягиваться на месяцы. В августе по этой причине продажи компании упали на 17%, до 114,1 тысячи штук.. А сентябре продажи и вовсе рухнули сразу на 51%.
Ситуация идет вразрез с картиной последних десятилетий, когда автомобилей выпускали с избытком, и в конце года дилеры вынуждены были продавать их дешевле, чтобы расчистить склады для новых моделей. Но, увы, она типична для сегодняшнего авторынка.
Основная причина — сокращение поставок электронных компонентов из-за нехватки полупроводников, объясняет исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артем Тузов.
Проблема эта глобальная и затронула всех производителей — теперь они вынуждены повышать маржинальность продаж вслед за автодилерами, уже освоившими практику продажи машин с допоборудованием.
"В чем-то этот путь более справедливый, так как после того, как проблема с полупроводниками будет решена, не придется понижать цены, достаточно будет снова начать продавать автомобили в минимальной комплектации", — считает эксперт.
РЫНОК ДИКТУЕТ УСЛОВИЯ
Если автопроизводитель добавляет какое-то свое допоборудование — выскомаржинальные запчасти, аксессуары, то и дилеры тоже не отказываются от этой возможности заработать, продолжает директор компании Gruzdev-analyze Александр Груздев.
Если автопроизводитель будет устанавливать сигнализацию или коврики, тем самым лишая дилеров возможности это сделать, значит, и дилеры будут устанавливать и продавать что-то еще.
То, что сейчас декларируется производителем как борьба с супер-высокими ценами, не сработает, ведь сейчас, в условиях дефицита, все хотят заработать, в том числе и дилеры. И обвинять их в этом, по словам эксперта, не стоит — мяч на стороне продавца.
"Вернется рынок к состоянию, когда спрос будет меньше, чем предложение, тогда и автодилеры снова будут бороться за клиента, снова будут скидки, а пока с этим сделать ничего не получится", — сетует Груздев.
До этого момент дилеры не только не дают скидок, но и навешивают на автомобиль огромное количество так называемых допов по завышенным ценам, согласен автомобильный эксперт Егор Васильев.
Теперь помимо автовазовских аксессуаров они будут навязывать и свои, объясняя это тем, что в наличии есть только такие автомобили. Вероятно, "сверхдопы" окажутся дороже стандартных ковриков.
"Если раньше мы могли предлагать дополнительное оборудование к базовой комплектации на выбор клиента, то теперь почти все эти допы устанавливаются непосредственно на заводе, не спрашивая у покупателя, нужны они ему или нет. Поэтому от такого поступка пострадают все: и производитель — так как количество продаж может заметно упасть, и дилер — ведь у него забирают одну из основных опций. Пострадает и покупатель, на плечи которого ляжет оплата всех этих нововведений", — сетует Мигаль.
Теперь дилерам, чтобы продолжить получать доход, надо будет еще активнее развивать сервисную составляющую продаж, чтобы покупатель был готов заплатить больше за удобство и безопасность покупки, за возможность оптимального и быстрого подбора подходящего автомобиля, за доставку в удобное время и место.
"Наступает время, когда дилер, вероятнее всего, не сможет достаточно зарабатывать именно на продаже автомобиля, и на первое место выйдет сервис и прозрачность — и это не плохая тенденция", — предполагает глава Fresh Auto.
В попытках завоевать своего клиента все больше дилеров будут предлагать максимальное количество качественных сервисных предложений, которые сделают покупку автомобиля простой, понятной, удобной и выгодной для всех участников сделки.
РОСТА ЦЕН НЕ ИЗБЕЖАТЬ
К сожалению, в условиях дефицита цена на любой товар растет. И автомобили Волжского автозавода рискуют подорожать в ближайший год в дополнение к общей инфляции в среднем на 10-15%, причем доля обсуждаемого подхода к продажам составит от 30 до 50 тысяч рублей.
Впрочем, по мнению Тузова, это объективно небольшая наценка. Альтернативы "АвтоВАЗу" в своем ценовом сегменте не будет, а все прочие автомобили, как производящиеся в России, так и ввозимые сюда, тоже дорожают.
По оценкам автопроизводителей, проблема с полупроводниками продлится до конца 2022 года и может даже перейти в 2023-й. Поэтому вполне вероятно, что и весь следующий год цены на автомобили продолжат расти.
"У производителей просто нет выхода, чтобы при сократившихся на 30-50% продажах оставаться прибыльными, цены нужно поднимать. На те же 30-50%. Однако тут уже может возникнуть проблема не с производством, а с покупателями", — заключает эксперт.
Читайте также:
Эксперт рассказал о самых ненужных опциях в современном автомобиле