МОСКВА, 18 сен — ПРАЙМ. Банк не может потребовать вернуть снятые со счета или вклада деньги. В российской действительности этим занимается Агентство по страхованию вкладов — оно часто пользуется этой возможностью, рассказал агентству "Прайм" руководитель отдела аналитических исследований "Высшей школы управления финансами" Михаил Коган.
"Обстоятельства, при которых АСВ в судебном порядке требует клиентов банка вернуть полученные денежные средства, очень прозаичны — это лишение банка лицензии и процесс банкротства. И проблема в том, что такого рода "письмо счастья" может прилететь бывшему клиенту проблемного банка даже через год после получения денежных средств, а за этот период они легко могут быть израсходованы", — отметил эксперт.
АСВ предъявляет претензии к тем операциям, которые, по мнению агентства, являются подозрительными и лишают других кредиторов права на получение денежных средств в порядке очереди.
Если у АСВ воздастся впечатление, что по формальным признакам банк отнесся к забравшему деньги вкладчику с предпочтением, то есть он получил деньги "вне очереди" то есть в обход картотечной очереди, то ведомство отправляет требование по возврату средств, поясняет он.
"Также наверняка подозрение вызовут операции по выводу средств лицами или компаниями, связанными с работниками банка, от клерков до совета директоров. Подозрение могут вызвать и платежи, которые существенно превышают стандартные операции клиента, а обоснований этих операций нет. Кроме того, "на карандаш" попадают выводы средств размером более миллиона рублей", — перечислил Коган.
Фактически, АСВ здесь руководствуется только формальной доказательной базой, поскольку фактических аргументов в пользу того, что клиент знал о проблемах банка заранее, а не снял деньги из-за каких-либо форс-мажорных обстоятельств или ввиду срочной необходимости, обычно не приводится.
При этом агентство заведомо пользуется презумпцией виновности, то есть позиция АСВ такова, что каждый клиент банка, избежавший нервного и долгосрочного процесса банкротства организации, знал о его проблемах и замотивировал сотрудников побыстрее вывести деньги со счетов.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, он советует выбирать надежные банки из топ-20, возможно, даже с госучастием.
При этом Коган уточнил, что агрессивная реклама банка, где фигурируют повышенные ставки, является индикатором того, что банк пытается за счет мелких вкладчиков решить вопросы крупных и привлекает средства, заранее зная, что лопнет.
"Если бывшему клиенту такого банка пришло требование о возврате, нужно срочно писать претензии на АСВ и банк и готовиться к судебным разбирательствам вместе с юристом или адвокатом", — заключил эксперт.
Читайте также:
Эксперт объяснила, за сколько времени "сгорает" ваш долг банкам